На обновление парка общественного транспорта из федерального бюджета дополнительно выделяют 150 миллиардов рублей. Программа рассчитана до 2030 года. Новые станции, линии и маршруты в некоторых городах программу уже обкатывают.
Шесть лет назад в Омске городские транспортники выплатили все долги, а власти начали брать инвестиционные кредиты под 3% годовых и участвовать в национальных проектах. Нацпроекты «Безопасные и качественные дороги» и «Экология» помогли муниципальным властям сначала вступить в неравный бой с коммерческими перевозчиками, а затем привлечь на свою сторону и пассажиров.
Муниципальный транспорт пассажиры ждут в закрытых остановках с кондиционером. Есть они, конечно, далеко не везде, но сервис омичи оценили.
В Красноярске электробусы уже успели обкатать и летом, и, что важно, суровой зимой. На маршрут они выходят практически без сюрпризов. Для электробусов в городе разработали студенческие маршруты до Сибирского федерального университета. А глазами и водителей, и пассажиров, и городских властей стал Центр организации движения.
По дорогам российских городов колесят больше 160 тысяч автобусов и почти 8 тысяч троллейбусов. Но для горожан важно еще и время, которое каждый тратит, чтобы доехать до работы и обратно. Здесь интересен опыт Перми. В последнем опубликованном рейтинге городов России по качеству общественного транспорта Пермь заняла первое место — Москву и Петербург оценивали вне зачета.
На общественном транспорте жители Перми совершают 820 тысяч поездок в день. Маршрутную сеть после начала реформы здесь стали рассматривать как единый комплекс. На всех маршрутах — одинаковые условия проезда и контроль качества работы перевозчиков. Автобусные маршруты в Перми дополняют трамвайную сеть, которую рассматривают здесь как каркас городской транспортной инфраструктуры. А вот с троллейбусами в городе решили попрощаться, потому что они нерентабельны.
Сейчас в Омске действуют восемь маршрутов, планируют развивать еще три, соединяя берега Иртыша. А Минтранс России еще два года назад посчитал, что на вложенный в общественный электротранспорт рубль экономический эффект составляет 1 рубль 30 копеек.