Проект резолюции ООН о геноциде в Сребренице может дестабилизировать ситуацию на Балканах. Об этом предупредил постпред России при организации Василий Небензя. На заседании Совета Безопасности он поставил под вопрос саму законность резолюции, которую готовят Германия и Руанда при полной поддержке западных стран. В документе предложено признать сербов виновными в геноциде боснийцев в 1995 году. Тогда очень спорные события в Сребренице стали формальным поводом к началу западного вмешательства в балканский кризис.
Сребреница — совсем небольшой городок, где до Балканской войны вперемешку жили сербы и боснийские мусульмане. Еще до того, как западные СМИ превратили Сребреницу в имя нарицательное, обвинив во всех военных преступлениях того времени сербов, многие здесь пытались забыть ужасы тех лет.
В двух километрах от центра Сребреницы — гигантский мемориал, построенный на западные деньги. Тысячи надгробных камней с именами погибших, цитатами из Корана и надпись: «8372 жертвы и эта цифра не окончательная…» На гранитной плите у входа ясно указана причина гибели этих людей — геноцид против боснийских мусульман.
То, что в Сребренице в
Погибших в той войне мусульман свозили хоронить на этот мемориал со всей округи. Даже сейчас тут появляются новые могилы. Откуда привозят тела и имеют ли они отношение к событиям
Горан Василевич: «В
Вoйин Павлович, председатель общества «Восточная альтернатива» в Сребренице: «Мы сейчас находимся под очень сильным давлением. Нам запрещено говорить о том, что мы не совершали геноцид. Нам запрещено говорить о наших героях, о наших жертвах, нам запрещено любить Россию. И все это может снова привести к новым столкновениям, которые так хочет устроить здесь Запад».
В
Но события стали развиваться по непредсказуемому сценарию: голландцы сбежали, а боснийские боевики пошли на прорыв через минные поля, прикрываясь женщинами и детьми. Позже Гаагский трибунал обвинил в трагедии сербских военных и генерала Ратко Младича (он до сих пор в Гааге с пожизненным сроком), а Насера Олича приговорили лишь к двум годам тюрьмы.
Через 20 лет после трагедии в Сребреницу приезжал Александр Вучич, тогда
Через 30 лет Запад неожиданно вспомнил о Сребренице, когда речь зашла о том, чтобы приструнить неудобного и строптивого Милорада Додика, президента Республики Сербской. Ради этого и затеяли всю эту историю с резолюцией ООН и обвинениями сербов, как нации, которая осуществляла в те годы геноцид.
Милорад Додик, президент Республики Сербской: «Что значит официальное определение термина „геноцид“? Намерение одного народа уничтожить другой народ. Но этого не было! Никаких доказательств! Но нам хотят это приписать. И знаете, кто это хочет сделать? Германия. А пару лет назад — Британия. А кто совершил больше геноцида в мире, чем они?Против России, например. Против русских. Чем занимался Гитлер у Москвы и Сталинграда? Мало им этой цены, которую заплатили русские? Простите, кто там может даже заикаться о геноциде других народов? Немцы? Германия? Или все забыли о Ясеноваце, концлагере, где погибли более 500 тысяч сербов? 27 лет после войны не было ни одного взрослого парня, который мог бы служить в армии. Они убили все живое здесь. Так что не немцам говорить о геноциде».
По словам Додика, конечная цель этой резолюции — признать Республику Сербскую «геноцидным образованием» для того, чтобы ее ликвидировать, а потом заставить вместе с Сербией платить бошнякам репарации. Впрочем, еще один мотив антисербских действий тоже лежит на поверхности: Запад использует бошняков, чтобы доказать, что он не воюет с исламом.
Джевад Галияшевич, эксперт, профессор университета Белграда: «Жертвы палестинцев в Газе Запад не волнуют. Но их беспокоит реакция исламского мира. И вот сейчас американцы показывают: посмотрите, как мы заботимся о мусульманах в Боснии. Но дело в том, что за три месяца в Газе погибли больше женщин и детей, чем за всю войну в Боснии, как со стороны сербов, так и со стороны мусульман».
Так что культ Сребреницы, созданный за 30 лет на Западе, вновь пригодился нынешним политикам. Для уже новых политических игр.
Пока же к мемориалу в Сребренице боснийские власти привозят сербских детей. А гиды рассказывают им об истории «геноцида» и учат, как правильно испытывать чувство «коллективной вины» сербского народа.