Ровно 50 лет назад 27 апреля 1974 года первые комсомольцы прямо из Кремля отправились на строительство Байкало-Амурской магистрали грандиозного проекта советской эпохи. БАМ протянулась более чем на 4 тысячи километров по территории шести регионов. За годы работ туда приехали десятки тысяч студентов, чтобы возвести населенные пункты и освоить новые профессии. Многие из тех, кто полвека назад уехал строить железную дорогу, решили остаться.
Последний день XVII съезда комсомола. Уже через несколько часов 600 человек из зала в Кремлевском дворце отправятся прямиком на Ярославский вокзал Москвы. Виктора Лакомова в тот день назначили командиром первого отряда
Виктор Лакомов, командир Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ: «Почти тут же, после моего выступления, где я и сказал, что бригада согласна, тут же меня вызвали в ЦК рабочей молодежи и сказали: „Ты будешь командиром отряда, ты будешь докладывать Брежневу“».
В итоге на БАМе он проведет все 10 лет и в октябре
В фондах Петербургского музея железнодорожного транспорта — богатая коллекция документов и две тысячи фотографий о стройке века.
Людмила Ласточкина, заместитель директора по научной работе Центрального музея железнодорожного транспорта: «Резко континентальный климат от -60 до +40, то есть амплитуда около 100 градусов в течение года. То есть это, конечно, чудо, что это было все построено».
БАМ проходит к северу от Транссиба через Восточную Сибирь и Дальний Восток. По пути эта магистраль — одна из самых крупных во всем мире. Пересекает 11 рек и 7 горных хребтов. А всего на пути БАМа проложено 10 тоннелей. И самый протяженный из них — Северомуйский. 15 тысяч 343 метра тоннелестроители прорубали в общей сложности четверть века.
Сотрудники петербургского института спроектировали все тоннели
Игорь Мицук, генеральный директор акционерного общества «Мосгипротранс»: «Наиболее сложный при проектировании — это первый этап, когда изыскатели выходят в тайгу, прокладывают, изучают трассу,
Сегодня БАМ — это не просто памятник подвигу советских комсомольцев, но и стратегическая магистраль с выходом на побережье Тихого океана. Альтернатива более южному Транссибу и ключевая трасса так называемого «восточного полигона».
Сейчас на однопутном БАМе прокладывают дополнительные вторые пути. А значит, потребуются и новые
Большое внимание уделяется также электрификации БАМа. Первый этап уже завершен.
Алексей Мольский, заместитель генерального директора по инвестициям и капитальному строительству ПАО «Россети»: «При реализации проекта нам приходилось применять новые подходы, изобретение новых опор высотой 90 метров. По первому этапу у нас построено боле 2 тысяч км ЛЭП. Основные объекты будут завершены в этом году».
В целом проект развития БАМа рассчитан до середины следующего десятилетия. И уже в