В Нарьян-Маре прошли соревнования по гонкам на снегоходах и оленях. Одновременно те, кто доселе не видел чумов и не пробовал строганины, смогли окунуться в мир Крайнего Севера.
В Ненецком автономном округе прошли традиционные соревнования на снегоходах и оленьих упряжках. Но «Буран Дэй» это не только состязания. У туристов и журналистов также появляется возможность познакомиться с укладом жизни северных народов. В частности, отведать оленины и строганины в самом настоящем чуме.
С Крайнего Севера репортаж корреспондента НТВ Катерины Правдиной.
Сегодня для них снегоходы — это, прежде всего, спорткар. Но в повседневной жизни — самый надежный способ передвижения по тундре с ранней осени до поздней весны. Поэтому особой подготовки к соревнованиям большинству не требуется. Даже женщинам, которые открыли в этом году «Буран Дэй».
На буранах — три круга, каждый по два километра по реке Качгортинская курья и ее берегам. Отечественный снегоход, положивший начало самим гонкам и названию соревнований, имеет почти раритетный статус, хоть и в ходу у многих.
Те, кто может себе позволить, пересаживаются на иностранные машины. Но гоняются все равно на «буранах». Победившая в женском заезде Анна Христолобова под мистическим номером 13 на российскую технику садится раз в год по случаю «Буран Дэя».
Анна Христолобова, победитель гонки: «На гонках я уже
Девушкам немного обидно. У них главный приз — снегоход. Мужчины бьются за автомобиль — «Шевроле Нива», но тоже на «буранах». В свободном кроссе можно гоняться на японских снегоходах. Там другие скорости и маневры, и призы.
В этом году все радуются хорошей трассе: зима была не слишком снежной, позволявшей разгоняться до предела. Погода вообще способствовала хорошему настроению на реке. Хоть тундру отсюда видно и не было.
Игорь Фёдоров, глава администрации Ненецкого автономного округа: «Попробуйте выехать на снегоходе, когда туда ровная, белая и ты понимаешь, что выехал сверху на „шапочку“. И ты понимаешь, что наша земля круглая. И ты выкатился на это белое поле, и вот в этом вся красота».
В шуме ревущих моторов за небольшой сопкой незамеченными долго оставались оленеводы, также участвующие в соревнованиях. Немного хмурые и суеверные, неохотно разговаривающие с чужаками до окончания забега.
Петр Вылко, победитель гонки: «Характер у них каждого свой, разный бывает. И дурные, и спокойные. Ездим, смотрим, какой получше, кто добежит».
Побороться за призовые места приехали 11 упряжек из разных стойбищ округа. Гонки — это, наверное, тот случай, когда оленеводы перестают относиться к своим животным как просто к основному источнику их жизни. Для соревнований бережно выбирают лучших скоростных оленей, веря: среди них тоже есть прирожденные гонщики.
Но имен им все равно не дают. Победитель заезда — тот самый оленевод, согласившийся на непродолжительное общение до заезда. Пётр не прогадал, поставив на
Пётр Вылко, победитель гонки: «Тут не везение. Он вожак хороший».
Проигравшие не готовы к разговору и после гонок. Расстроены и ругаются. Олени тоже выглядят изрядно измотанными. Кажется, скачки не доставляют им особой радости.
Управлять упряжкой, казалось бы, несложно. Одна вожжа и такой шест, называется харей. Вопрос лишь в том, будет ли в этот момент у оленей настрой вообще
Понять сразу, будет ли олень работать в упряжке, невозможно. Лишь после того как зверя запрягают, оленеводы приходят к выводу: побежит или нет. Попытки заставить его это делать, как правило, сводятся к нулю. Гены и традиции здесь не играют никакой роли.
Если животное