Курган переживает пик паводка. Как сообщил утром глава региона, уровень воды в реке Тобол в районе областного центра превысил 10 метров и стабилизировался. Из-за рекордной нагрузки не выдерживают дамбы, которые специально нарастили в преддверии половодья. Устранены уже несколько аварий. Из-за наводнения многие курганцы остались без единственного жилья и ломают голову, что будет, когда вода уйдет.
В воде 29 населенных пунктов, в том числе значительная часть Кургана. В областном центре удар стихии на себя принял правый берег, где расположены больше сотни СНТ.
Анатолий Демитров, житель Кургана: «Здесь же живут люди такие, у них единственное жилье. Все вот пишут, что знали, что тут наводнение, зачем лезли сюда. Если у людей столько денег, что они могут купить только это жилье, о чем говорить!»
В прошлом году семья Соловьёвых пережила пожар, дом сгорел, отстроились заново. Теперь жилье отнято наводнением, но к родственникам Соловьёвы ехать не хотят: живут пока в машине в ожидании отлива.
Анна Соловьёва, жительница Кургана: «Здесь нам принесли стол вчера. Я не знаю, правда, откуда. Там мы даже вчера пытались
В прошлом году, когда в Зауралье бушевали пожары, садовое товарищество было в эпицентре. Но от огня жителям удалось отстоять свои жилища, сгорели всего пять домов. Нынешнюю стихию победить не получилось: под воду ушли все 450 участков. Разрушительный поток был такой силы, что бани и сараи даже смыло с фундаментов. Люди до последнего не верили, что вода доберется до них в таком объеме, несмотря на многочисленные оповещения и предупреждения.
Мария Тельминова, жительница Кургана: «Вы же знаете, мы народ русский, мы надеемся до последнего, что с нами не случится то, что произошло с Орском и Оренбургом. Я вчера была в шоковом состоянии и ничего больше не придумала, кроме как две новые сумочки только забрать. Больше ничего. Вышла и поняла, нафига мне эти сумочки теперь уже».
Сейчас у ворот очередь на лодку. Соседи поддерживают друг друга. Альберт и Сергей уже совершили с десяток рейсов к затопленным домам. Помогают вывезти то, что уцелело. Уцелело, правда, немного. В домах плавает и мебель, и техника.
Альберт Бахтияров, житель Кургана: «Сегодня с утра парни плавали, кроликов и куриц вывозили. В основном просят фотографии и видео. Дома застрахованы, для страховых компаний это нужно потом будет в качестве доказательств».
Надежда Александровна перед уходом перекрестила дом. Он единственный уцелевший на пригорке. Вода зашла в подпол, на этажах сухо. Если прилива больше не будет, то обошлось.
Надежда Сысуева, жительница Кургана: «Сейчас с собой забрала одежду. В чем кур кормлю, в калошах, в том вынуждена и в магазин ходить».
Убегая от воды, многие остались ни с чем. Активисты Народного фронта навещают тех, кто живет в пунктах временного размещения. Собирают заявки и выясняют, в чем нуждаются люди. Сергей Предеин попросил летнюю одежду.
Сергей Предеин, житель Кургана: «Ушел в два часа ночи во всем зимнем, а сейчас уже тепло на улице. Вообще ничего не успел взять, только документы».
В такой ситуации важна не только материальная, но и моральная поддержка. Челябинцы прислали для курганских ПВР 17 тонн питьевой воды и письма со словами поддержки пострадавшим от наводнения.
От воды начали освобождаться поселки, которые первыми пострадали от стихии. В безопасности уже Целинный и Звериноголовский районы. Вниз по течению Тобола уровень пока растет. На пути паводка продолжается эвакуация населения.