Вечером 13 апреля Иран атаковал Израиль десятками дронов и ракет. Тегеран назвал эту акцию ответом на удар Израиля по иранскому консульству в Дамаске. Если верить израильским СМИ, то ущерб от атаки составил полтора миллиарда долларов примерно в такую сумму обошлись Израилю ракеты, которые система ПВО выпустила для отражения иранского удара. Но если Тегеран хотел, чтобы «мир вздрогнул», то такого эффекта он точно добился. Но никто и ничто не остановит израильский ответ Ирану. На Востоке это чревато «потерей лица».
Удар возмездия за приписываемую атаку Израиля на иранское консульство в Дамаске и гибель семи офицеров и генерала Корпуса стражей исламской революции Захеди — это больше 300 дронов «Шахед», крылатых и баллистических ракет общей мощностью в 60 тонн взрывчатки. ЦАХАЛ утверждает, что перехватил 99 процентов из всех летевших в сторону Израиля иранских снарядов и дронов. В ходе атаки никто не погиб, лишь незначительный ущерб причинен расположенной на юге страны авиабазе Неватим.
Анна Уколова,
Атака была отражена в том числе и благодаря помощи союзников — США, Великобритании и Франции. Утром 14 апреля, когда туман предчувствия большой войны немного рассеялся, Израиль праздновал победу.
Биньямин Нетаньяху,
Бригадный генерал армии обороны Израиля в отставке Йосеф Купервассер считает, что праздновать победу Израилю рано.
Йосеф Купервассер, бригадный генерал армии обороны Израиля в отставке: «Я думаю, то, что произошло, является большим достижением для израильских военных и коалиции, которую мы имеем с США, Великобританией, Францией, Иорданией и всеми, кто еще хочет присоединиться.
Но ведь и сам Иран, которому удалось подготовить такую массированную атаку, тоже считает себя победителем.
Моххамад Багери, начальник Генштаба ВС Ирана: «Операция оказалась даже успешнее, чем мы ожидали. И она завершилась».
Хушанг Амирахмади,
Эта атака стала первым в истории нападением неарабской страны на Израиль и первой иранской атакой на еврейское государство со своей территории.
Кажется, Нетаньяху на фоне снижающихся рейтингов не может не ответить на атаку Ирана. Решимости от него ждут и простые израильтяне.
Шули, житель
Переход к большой войне заставит США вмешаться в конфликт. И администрация Байдена вряд ли хочет такой перспективы за полгода до президентских выборов.
Йосеф Купервассер: «Я думаю, что Россия играет определенную роль в этих усилиях по предотвращению широкой эскалации. Я не уверен, что они хотят это предотвратить, но они могут это предотвратить. Потому что они могут сказать Ирану остановиться. Они могут сказать иранцам: „Лучшее для вас — избегать еще одной реакции, которая приведет к дальнейшей эскалации ситуации“. Русские и китайцы имеют больше рычагов влияния на Иран, чем
В истории уже был пример, когда израильскому руководству пришлось проявить сдержанность. В 1991 году Ирак выпустил около 40 ракет в направлении страны. Во время американской операции «Буря в пустыни» по изгнанию иракских войск из оккупированного Кувейта Багдад хотел втянуть в войну еврейское государство, чтобы поссорить США с арабскими союзниками. Тогда Израиль под давлением Вашингтона принял решение не отвечать на провокацию. И Нетаньяху, очевидно, это помнит.
Хушанг Амирахмади: «Если бы я был на месте Израиля, я бы остановился, потому что если Израиль будет продвигаться дальше и будет повышать уровень, тогда у Ирана не останется выбора, кроме как изготовить ядерную бомбу».
И в ночь на пятницу Иран подвергся атаке. О взрывах на территории страны заявили все мировые агентства.
BBC: «Два представителя США подтвердили нашему партнеру, что это была атака со стороны Израиля. Государственное телевидение Ирана сообщило о больших взрывах возле военной базы и аэропорта в центральном городе Исфахан».
Журналисты не сомневаются, что ночные взрывы в Иране — дело рук ЦАХАЛ. Но при этом говорят о том, что Израиль по стратегическим соображениям вряд ли возьмет на себя ответственность за удар по Ирану. Теперь в Израиле на фоне обмена ударами задаются вопросом — а что будет дальше с войной в Газе?
Йосеф Купервассер: «Лучший способ донести до нас, что действия Ирана нас не пугают — это завершить работу в секторе Газа. Ходят даже слухи, что американцы теперь это понимают и говорят Израилю: „Хорошо, ты можешь пойти закончить работу и захватить Рафах и убедиться, что ты контролируешь Газу“. А это прямо противоположно тому, чего пытались добиться иранцы. Нам необходимо завершить работу в секторе Газа, победить ХАМАС, освободить заложников и создать новую ситуацию в секторе Газа, при которой он не может быть использован для совершения террористических атак против Израиля в будущем».
Может быть, учитывая зависимость Израиля от стран Запада, которые не хотят обострения конфликта, новой большой войны на Ближнем Востоке удастся избежать?
Все выпуски программы «Центральное телевидение»