На некоторых участках зоны спецоперации российские штурмовые отряды активно продвигаются, для них совершенно незаменимы термодымовые машины. Они создают плотную завесу, облако окутывает все вокруг в радиусе сотен метров, позволяя незаметно вплотную подойти к вражеским позициям.
Высокие, заметные издалека машины объезжают «зубы дракона», чтобы максимально близко подойти к передовой. Сильный ветер дует в направлении позиций ВСУ — это хорошо. Первостепенная задача — замаскировать термодымовые машины так, чтобы с воздуха они выглядели поросшими весенней травой холмиками.
У экипажа термодымовой машины существует очень жесткий временной норматив: прибыть на место, замаскировать и приготовиться к работе. Все это нужно успеть за 4 минуты 20 секунд. Пока экипажи машин, принятых на вооружение еще в СССР, на огромной скорости маскируют их, бойцы с антидроновыми ружьями создают вокруг несколько постов воздушного наблюдения и внимательно следят, чтобы с небес не последовала атака
Если заглянуть в историю сканера определения дронов, то здесь огромное количество «птичек», и в основном это
Позывной Локкер, командир тактической группы РХБЗ: «От пехоты поступают все новые и новые просьбы прикрывать дымами, потому что они видят, насколько это повышает живучесть их подразделения. Противника тем самым мы вводим в заблуждение, он не видит выдвигающихся групп. А когда он может их обнаружить, они уже наносят ему максимальное огневое поражение».
Второй этап маскировки — сами машины. Прежде чем они начнут выпускать дым, много дыма, следует спрятать за дымами, на это уходят считаные минуты. Основная задача малой дымовой шашки — скрыть саму машину до начала ее работы. Работать приходится в зависимости от обстановки и днем, и ночью. Как правило, на исходную позицию машины выдвигаются в сумерках, главное — сделать это скрытно. Часто начало работы экипажей зависит от прогнозов синоптиков.
Эффективность работы расчета во многом зависит от учета условий погоды и направления ветра. Если эти факторы будут учтены правильно, эта машина — большое подспорье для наших атакующих частей. Командир подразделения признается, что хотелось бы работать всегда позади позиций наших штурмовых подразделений, но часто приходится выдвигаться и вперед. Машины маскируют во двориках разрушенных домов, в лесопосадках, реже в чистом поле. Требуется настоящее мужество для работы в этом подразделении.
Позывной Локкер, командир тактической группы РХБЗ: «Все мы понимаем, что на кону жизни наших ребят, которых мы прячем в дымах».
Дымовую завесу экипажи могут держать до четырех часов, хотя чаще хватает одного часа, чтобы скрытно осуществить ротацию, перебросить наше подкрепление на нужный участок линии боевого соприкосновения или помочь штурмовикам вплотную подойти к укрепрайону противника.