Чтобы занять хотя бы половину российского рынка, отечественным производителям цветов потребуется 35 лет. Таков неутешительный прогноз экспертов отрасли. Строительство теплиц в нашей стране пока не может обойтись без дорогостоящих импортных комплектующих. Серьезной проблемой является и доступ к качественным посадочным материалам, которые также приходят из-за рубежа. Однако все эти трудности не останавливают российских цветоводов.
Фрезия, ранункулюс, лизиантус — самые популярные цветы в магазине Егора и его мамы. Откуда товар?
Егор Юдицкий, совладелец цветочного магазина: «У нас 80% зарубежные, остальные из российских питомников и от садоводов».
Почему российских цветов мало? Можно ли сделать так, чтобы было много, например, как в Голландии, где тоже нежарко? Где же сейчас цветочный воз?
Александр Литвиненко, член совета директоров ассоциации «Теплицы России», советник генерального директора: «Удорожание, отсутствие инженерных систем, посадочного материала охладило инвесторов, очень мало теплиц строится».
Год назад Александр Литвиненко оценивал перспективы импортозамещения. Можно ли из всего российского построить теплицу? Короткий ответ: нет. Пленки нужного формата нет, она в основном из Греции. Светильники по качеству пока хромают, зато есть отечественные насекомые для борьбы с вредителями, субстраты для розовых корней и капельные трубки для питания роз.
Дмитрий Блинов, генеральной директор компании по производству капельных трубок: «Ассортимент большой, это и капельная трубка, и с коленом. По некоторым продуктам 100% локализация».
Инженерия — это важно, но куда острее стоит проблема с посадочным материалом. Русская француженка Флоранс вот уже 14 лет поставляет в окрестности
Флоранс Д’Альден, основательница компании по производству роз: «Розы пахнут. И вообще цветы должны пахнуть. Приходишь на рынок, а розы не пахнут, потому что не переносят транспортировку, не могут без воды, они очень хрупкие».
Сорта у Флоранс редкие, посадочный материал — европейский. Отечественный она пробовала искать. В Крыму, в Никитинским ботсаду перспективный сорт в тепличных условиях сразу сник. Замены не нашлось, с селекцией роз в СССР не заладилось, так что приходится все равно европейцев возить всеми правилами и неправдами. Александр Литвиненко тоже не прочь развивать российские сорта, но пока на калужской земле размножает голландцев.
Александр Литвиненко: «Кажется, что дело немудреное: разрезаешь стебель, разбираешь на шесть частей, кладешь в минвату, укореняешь. Но это надо иметь площади. В Европе производство посадочного материала — это отдельный несмежный бизнес».
В России же посадочный бизнес только развивается. Чтобы занять не 20%, а 60% цветочного рынка, отечественным тепличникам потребуется 35 лет, если прирост площадей будет происходить такими же темпами. Уходом с рынка эквадорской розы пока и не пахнет.