Массированная атака Ирана на израильские объекты в минувшие выходные стала результатом бездействия стран Запада после атаки Израиля на иранскую дипмиссию в Дамаске. Об этом постпред РФ Василий Небензя заявил на срочном заседании Совбеза ООН. Дипломат обратил внимание, что страны Запада даже не упомянули о первопричинах жестких действий Тегерана. Официальный Тегеран тем временем заявляет, что после проведенного показательного удара дальнейших действий не планирует, если сам Израиль их не спровоцирует, зато военный кабинет в Тель-Авиве рвется в бой и готовит свой ответ Ирану, но сталкивается с противодействием своего главного союзника − Вашингтона.
Соединенные Штаты осудили иранские удары по Израилю, пообещав продолжать поддерживать своего главного ближневосточного союзника, но вместе с тем Вашингтон заявил, что не стремится к эскалации и не хочет перерастания конфликта в большую региональную войну. Спикер Белого дома по нацбезопасности Джон Кирби повторял это на все лады по американскому телевидению.
Джон Кирби, координатор по стратегическим коммуникациям Совета национальной безопасности США: «Мы будем бдительны к любой потенциальной угрозе нашим силам в регионе. Но президент Джо Байден ясно дал понять, что мы не стремимся к войне. Мы не ожидаем эскалации и, конечно же, не ожидаем войны с Ираном».
Пытаясь удержать Израиль от ответного удара, Байден сразу после иранской атаки позвонил израильскому премьеру Биньямину Нетаньяху и попросил его расценивать итоги налета как победу Израиля, мол, почти все ракеты были сбиты в воздухе, а те считаные единицы, добравшиеся до целей, не нанесли значительного ущерба, по оценкам Вашингтона и
Джон Кирби: «Все было предельно четко: мы с вами в том, что касается самообороны. Это было главным в сообщении президента
О реакции Нетаньяху на разговор с Байденом не сообщается, но некоторые коллеги израильского премьера определенно полагают, что инцидент не исчерпан.
Бени Ганц, министр военного кабинета Израиля: «Перед лицом иранской угрозы мы выстроим региональную коалицию и заставим Иран заплатить так и тогда, как и когда это нас устроит. Самое главное: несмотря на желание наших врагов навредить нам, мы объединимся и станем еще сильнее».
Ганц не единственный, кто призывает к жесткому ответу. Министр финансов Израиля требует отреагировать так, чтобы эхо отозвалось по всему Ближнему Востоку. Сторонники жесткой реакции считают, что медлить нельзя. Однако собранный в воскресенье вечером кабинет министров Израиля так и не принял пока никакого решения.
Ицхак Герцог, президент Израиля: «Мы рассматриваем все варианты, но мы действуем хладнокровно и открыто. Я думаю, мы работаем очень сфокусировано и очень ответственно, я уверен, что мы найдем решение, которое защитит народ Израиля».
Официальный Тегеран со своей стороны дал понять, что и не собирался наносить максимально возможный вред Израилю. По словам иранских властей, они заранее сообщили о подготовке ударов странам региона. Кроме того, ракетная атака якобы была спланирована так, чтобы избежать потерь среди мирных граждан. Американские цели в регионе тоже не рассматривались.
Хосейн Амир Абдоллахиян, министр иностранных дел Ирана: «Задача наших законных оборонительных действий просто наказать израильский режим. Мы не целимся в американцев и их базы в регионе. Наш ответ не подразумевал удары по гражданским целям. Наши ВС не целились в экономические объекты и густонаселенные районы».
Иранская миссия в ООН опубликовала заявление, в котором призвала считать инцидент исчерпанным, но Иран оставляет за собой право на более жесткие меры, если Израиль
На Совбезе ООН представитель Ирана Амир Сайед Иравани напомнил, что его страна не просто так атаковала Израиль.
Амир Саид Иравани, постоянный представитель Ирана при ООН: «В ответ на повторную военную агрессию израильского режима, в частности, на вооруженную атаку 1 апреля по дипломатическим объектам Ирана в нарушение статьи 2 (4) Устава ООН, ВС Ирана выполнили серию военных ударов по военным объектам Израиля десятками ракет и БПЛА».
Россия после того израильского удара по иранскому консульству в Дамаске предупреждала мир об опасности нового конфликта и призывала Совбез ООН отреагировать, однако западные страны ее не поддержали.
Василий Небензя, постоянный представитель РФ при ООН: «То, что произошло в ночь на 14 апреля, не случилось в вакууме. Шаги Ирана стали ответной реакцией на позорное бездействие Совбеза ООН на вопиющую атаку Израиля по Дамаску, причем далеко не первую. Сирия постоянно подвергается бомбардировкам Израиля».
Но Совбез ООН так и не смог успокоить страсти. Постпред Израиля, показав собравшимся кадры летящих над Иерусалимом ракет, пообещал Тегерану совсем не дипломатический ответ.
Гилад Эрдан, постоянный представитель Израиля при ООН: «Эта атака пересекла все возможные красные линии, и Израиль оставляет за собой право ответить. Мы не лягушки в кипящей воде — мы нация львов».
В Вашингтоне, по словам некоего неназванного источника в администрации президента, Байден готовится к катастрофической эскалации, если Израиль ответит Ирану ударом на удар. Американские силы на Ближнем Востоке приведены в состояние повышенной боеготовности.