После онлайн-курсов можно получить профессию крановщика, но перед тем как начать трудиться именно на стройке, предстоит пройти инструктаж по охране труда, стажировку и обучиться работе на высоте. Это ответственно и сложно, но зато как романтично встречать закаты и рассветы.
Смена крановщицы Галины Кузнецовой из Москвы начинается в 8:00, но на стройплощадку она приходит на полчаса раньше. Добраться до рабочего места не
Галина Кузнецова: «Добираюсь минут 10, максимум за 15. Две секции прохожу,
Крановщица с
Антон Соколов, коммерческий директор компании по аренде строительных кранов: «Стоимость отдельного лифта, чтобы добавить к обычному, например, крану, в зависимости именно комплектации в среднем достигает
Хотя иногда эта экономия потом выходит боком. Летом 2023 года настоящая трагедия разыгралась в Челябинске.
Вообще, крановщики трудятся не только на высоте. Особая конструкция с кабиной внизу применяется на стройках невысоких объектов. Иногда такая техника поражает своим масштабом. Один из этих гигантов, самый большой в мире, работает в Турции, на строительстве атомной электростанции. Самый популярный вопрос о кранах: у вас здесь есть туалет?
Питер Урайт, старший оператор крана: «Нет, здесь нет туалета. Если приспичит, ходим в офис».
На высоту, конечно, туалет берут с собой. Обычно в кабине также заводят чайник и обогреватель — хорошо, что розетка есть. Если жарко, можно открыть форточку.
Галина Кузнецова: «Конечно, это удобно, уютно. Кресло, кстати, раскладывается горизонтально. Можно лежать, мы отдыхаем, когда обед».
Какие закаты и рассветы встречают крановщики! Романтика. И коллектив обычно дружный, хотя и часто меняется. Сейчас Галина и ее команда работают над строительством новой многоэтажки.
Работа сложная, ответственная. Галина, к примеру, еще в советское время осваивала ремесло в училище, практиковалась несколько лет. Сейчас в Сети есть немало дистанционных курсов, о некоторых написано, что подойдут они только уже действующим мастерам для повышения квалификации. Но
Но неужели человека, который реальный кран видел только со стороны, и правда могут допустить к работе?
Антон Крышталев, заместитель генерального директора компании — поставщика строительных кранов: «Получение удостоверения — это только начало пути. Все остальное будет нарабатываться во время стажировки».
Дистанционные курсы никого на стройке не удивляют, это распространенная практика, но самое основное — это стажировка. Помимо обучения профессии машиниста, нужно пройти обучение работе на высоте, электробезопасности и охране труда. А это еще около месяца. Плюс несколько дней занимает стажировка под руководством опытного мастера.
Со стороны кажется, что достаточно просто разобраться с управлением. Команды однообразные: майна — опустить, вира — поднять, влево, вправо, вперед, назад. Немного координации, и готово. Однако на самом деле нюансов очень много. Глазами даже с высоты видно бывает не все, тут помогает бортовой компьютер.
Галина Кузнецова: «Когда мы работаем за домом на земле, я не вижу, только команда стропальщика и компьютерные данные, то есть по вылету каретки графа. Я могу работать с точностью в сантиметр там фактически, то есть в то же место из того же места. И, конечно, очень удобно вести монтажные работы в такой ситуации, когда есть все показания. То есть я уже смотрю, у меня электронный монитор, все понятно».
Скорость движения каретки (блока, который перемещается по стреле вперед и назад) и поворотных механизмов регулируется джойстиками. В современных кранах рукоятки снабжены датчиками, они реагируют на тепло человеческой руки для защиты от случайных касаний посторонними предметами.
Главная опасность для крановщиков — погода. Нередки случаи падения кранов
Евгения Гонекер, машинист башенного крана: «Начался ураган, я просто не успела спуститься с крана. Ураган уже закончился практически, уже становилось тихо, я просто сидела, как вдруг произошел удар молнии прямо в кран, прям мне в стрелу. Я, если честно, подпрыгнула. Очень напугалась, я думала, что
Все обошлось, ведь в кабине на такой случай есть заземление, заряд просто ушел в почву. Иногда бывают аварии
Галина Кузнецова: «Я всегда как прихожу на новый объект стропальщикам, говорю: ребятки, давайте жить дружно, вы мои глаза и уши, я должна вам доверять. Я отвечаю за вашу жизнь, от меня зависит, будете вы живы или нет, но от вас зависит, как вы мне дадите команду».
В обязанности крановщика входит технический визуальный осмотр машины, почти как у пилота в авиации, ведь неполадки тут тоже будут стоить дорого. Но и оплачивается эта ответственная работа неплохо — в среднем по рынку сейчас около 100 тысяч рублей в месяц. Строек много, спрос велик, хорошо бы еще система обучения подтянулась — тогда профессия крановщика станет не только увлекательной, но и более безопасной.
Все выпуски программы «Чудо техники».