Ближе к космосу может стать любой столичный школьник. В центре астрономического и космического образования во Дворце пионеров на Воробьёвых горах принимают всех желающих от пяти до 18 лет. Сейчас в группах занимаются больше 1,5 тысячи воспитанников. Для них действует полсотни обучающих программ по астрономии, космонавтике и геофизике.
Тимура Яруллина с малых лет захватывало все, что связано с небом. Сейчас он строит модели самолетов и параллельно изучает космос, на его счету уже несколько исследовательских проектов. Один из последних посвящен звезде по имени Солнце.
Тимур Яруллин: «Я занимался им два года. Рассказывает он о солнечной активности на основе наблюдения пятен. Я хотел самостоятельно проверить, как ученые делают свои выводы, как все это делается. Я понял, насколько все это сложно, но понял, что это может каждый сделать при желании».
Недавно Тимур смог собственными глазами увидеть результат взаимодействия магнитосферы Земли с заряженными частицами солнечного ветра — северное сияние. Наблюдать за удивительным явлением он отправился в составе экспедиции вместе с другими воспитанниками центра астрономического и космического образования Московского дворца пионеров.
Елизавета Заставная, участница экспедиции: «У нас были дежурства, мы наблюдали за сияниями: появляются они или нет. Мы выходили по одному с фотоаппаратом на улицу и, если что, сразу кричали: „Ааа, сияние!“».
Мария Якуба, участница экспедиции: «Во время экспедиции нас научили, как можно спрогнозировать полярное сияние. В этом году мы представляем проект именно на тему прогноза полярного сияния».
На астрономических практикумах дети знакомятся с темой путешествий за пределы Земли: изучают космическую технику и небесные тела — кометы, планеты, метеориты.
Макар Фёдоров: «Я в этом году делаю доклад, собственно, астероидоход. Астероиды нам могут дать понять, из чего сформировалась солнечная система, а также планеты. То есть, в отличие от планет, когда у них меняется климат, грунт и так далее, на астероидах максимум оседает пыль. Это все нам дает понять, кто и что мы в этой вселенной, а также, от чего произошли».
Невозможно проложить новую дорогу в космос, не изучив историю его освоения: важные даты, события, а иногда забавные факты. В научном мире есть интересная традиция — присваивать кратерам Луны имена ученых. Темные же пятна именуют морями. Все потому, что до изобретения телескопа люди смотрели вверх на Луну и думали, что это вода. А когда выяснилась правда, переименовывать уже не стали.
Сегодня не обязательно быть великим ученым, чтобы твоим именем назвали
Денис Денисенко, куратор проекта «Центр открытия астрономических объектов»: «Они сравнивают снимки с разных телескопов в поисках необычных звезд: фиолетовых, сиреневых, зеленых. Таких в природе не бывает. Если звезда имеет необычный цвет, это значит, что ее яркость в разные промежутки времени была разной».
Изменение яркости может говорить о необычных свойствах светила. Например, о том, что это двойная система, где одна звезда периодически затмевает другую. Международное астрономическое сообщество очень ценит помощь