В этом году Музей транспорта Москвы отреставрирует 13 экспонатов. Это раритетные трамваи, автобусы, легковые автомобили, вагоны метро и даже уборочная техника, которая когда-то приводила в порядок городские улицы. Сложность работы в том, что далеко не для всех узлов раритетного транспорта остались чертежи. Кроме того, реставраторам придется проделать большую работу по восстановлению деталей из дерева.
Слой за слоем со старого кузова
Раннее специалисты уже вернули былой лоск легендарному «Икарусу 55». За футуристический вид водители прозвали эту модель спутником, а еще ракетой, но уже за сходство с популярным в то время пылесосом. В автобусе удобно, но тесновато — за последние 100 лет россияне подросли на 10 сантиметров. В то же время не менее активно в рост пошли и технологии, но к старенькому «Икарусу» у многих
Вячеслав Курицын, руководитель управления хранения Музея транспорта Москвы: «Мечтал хоть раз на него попасть, но все время он был на других маршрутах. Один раз только, когда мне было семь лет, я ехал на нем три часа. И, честно говоря, прошло 50 лет, а я до сих пор это помню».
Реставраторы отнеслись к механическому пенсионеру с пиететом, уделив внимание каждому элементу. Впрочем, внимание к деталям характерно в работе с любыми найденными артефактами, даже если это обычный указатель метрополитена.
Сергей Берсенев, главный механик управления реставрации Музея транспорта Москвы: «Основа реставрации — по максимуму сохранить все, что можно сохранить. То есть минимальное воздействие».
Каждый реставрационный проект — как отдельный детектив: сначала проводится сбор информации, документов и чертежей, и только потом работа. Необходимые схемы предоставляют заводы, коллекционеры, а иногда они попадаются случайно. То же самое и с экспонатами.
Вячеслав Курицын: «Мы вагон московского метро нашли в Вологодских лесах. Вот как он туда попал? И нам просто сообщили люди: „Вы знаете, там вагон стоит, похож на метро. Что он у нас в Вологодской области делает, мы не знаем“. Организовали командировку, приехали и начали длительный процесс по его вызволению».
Реставраторы обновили троллейбус, которому больше 50 лет. Кажется, что он только с завода. Кузову вернули былой блеск, все детали восстановили. Заменили только зеркала — старые не проходили по современным нормам безопасности, а этой технике еще возить людей. Скоро жители и гости города смогут прокатиться на экспонате. Ретротроллейбус выйдет на кольцевой маршрут Т. По пути его следования — новое здание Музея транспорта Москвы, которое в этом году должны открыть после реконструкции. Там развернется постоянная экспозиция, в которую войдут и 13 новых единиц техники, которая сейчас на реставрации. Среди экспонатов — самые разные виды общественного транспорта, включая раритетные трамваи начала XX века, и даже уборочная техника.