Церковь Англии решила покаяться за то, что в прошлом получала большие доходы от работорговли. Английские иерархи создают фонд в 1 млрд фунтов стерлингов, чтобы смыть позорное пятно со своей репутации.
После того, как в 2020 году в американском Миннеаполисе полицейский Дерек удушил задержанного чернокожего Джорджа Флойда, ранее судимого за кражи и хранение наркотиков, по западным странам прошла волна протестов «Жизни чернокожих имеют значение». В английском Бристоле тогда утопили памятник местному меценату и по совместительству работорговцу XVIII века Эдварду Колстону. А Церковь Англии создала комиссию для изучения своих архивных бухгалтерских книг.
В архивах нашлось много интересного: оставшиеся без ответа письма чернокожих рабов с просьбой обратить их в христианство в надежде, что надсмотрщики не будут бить крещеных. Обнаружилась «Библия для черных»: сокращенный вариант Священного Писания, из которого выброшены все упоминания свободы, зато подчеркнуты наставления о благе послушания. Про исход евреев из египетского рабства под предводительством Моисея вымарано. В итоге Ветхий Завет был сокращен на 90%, а Новый Завет — наполовину.
Записана и сумма пожертвования от душеприказчиков Эдварда Колстона — того самого, от которого ничего не осталось в Бристоле. Колстон был тесно связан с Королевской африканской компанией — монополистом того времени по торговле людьми.
Бухгалтерский архив показал, что значительная часть доходов Церкви Англии поступала от английских работорговцев в виде взносов и пожертвований. И далее церковь инвестировала эти деньги в проекты, связанные с работорговлей, поскольку такие в XVIII веке были самыми прибыльными на этом острове. Причем все движение капитала осуществлялось, в том числе через «Фонд королевы Анны». А фонд, как было заявлено, был создан в пользу бедных.
Рабство — это плохо, но денег не дадим. Такова линия обороны современных британцев — что правительства, что монархов — на требования стран, например Карибского бассейна, о выплате репараций. Решение о репарациях однажды было принято в Британии: в XIX веке, после запрета работорговли. Но деньги полагались тогда не бывшим рабам, а бывшим рабовладельцам. Выплата богатым семьям 300 миллионов фунтов (это нынешними деньгами) затянулась почти на 200 лет и закончилась только в премьерство Дэвида Кэмерона, семья которого, как и любая приличная семья в Англии, также замарана рабовладением. То есть Кэмероны тоже могли получить компенсацию. А вот потомкам рабов не заплатили ничего, их только пожалели.
Сейчас же Церковь Англии нашла в своих архивах подтверждение того, что не возражала против рабства и не поддерживала рабов, а получала доходы с работорговли и реинвестировала их в работорговлю. Церковь Англии согласилась на репарации, но в любопытной форме. Порядка 1 млрд фунтов — сначала говорили про 100 миллионов, но повысили ставки в десять раз — будут выплачены не адресно потомкам рабов, а пойдут в некие новые фонды, которые поддерживают чернокожее население.
Церковь Англии не такая богатая, как католическая, но деньги у нее есть. Также она обратится к инвесторам и богатым покровителям. То есть повторится история XVIII века: церковь учреждает фонд, в который скидываются богатые люди. Объявляется, что деньги идут на благие цели, а куда они пойдут на самом деле — об этом узнают потомки нынешних церковных деятелей, покопавшись через 200 лет в пожухлых бухгалтерских книгах.