Картинное воссоединение отмечают в главном музее Петербурга. В Зимний дворец ненадолго вернулись представители испанской коллекции императорского Эрмитажа. От Эль Греко до Гойи, от поздней готики до эпохи романтизма.
Первый министр, граф Оливарес, 100 лет не видел своего монарха, Филиппа IV. Героев полотен Веласкеса разлучили не козни мадридского двора, а советское правительство. Но благодаря добросердечным отношениям Музея изобразительных искусств имени Пушкина и Эрмитажа они снова на
Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Такие были драматические времена, они породнили наши музеи. Делаем перекликающиеся выставки. У них была большая „Испания“ из разных российских коллекций, включая Эрмитаж. У нас — московская „Испания“».
С ответным визитом на берега Невы прибыло 18 испанских картин разных веков. Почти треть работ изначально находилась в собрании картинной галереи императорского Эрмитажа. С последствиями большевистской культурной политики до сих пор не просто смириться. В
Илья Доронченков, заместитель директора ГМИИ им. А. С. Пушкина по научной работе: «Например, „Бегство в Египет“ и „Распятие“ Мурильо. Обычно они не объединяются, они тематически разнородные, хоть и из жизни Спасителя. Но, очевидно, по размеру, по пятну коллекционеру нравилось. Так их парой купили в Эрмитаж, парой они и жили».
Произведения продолжат ездить друг к другу «в гости». Несправедливых и досадных разлук больше не будет. В конце прошлого года в России был законодательно закреплен важный принцип неделимости музейных собраний. Отныне о взаимных претензиях, особенно столетней давности, культурным учреждениям придется забыть навсегда. Вместо того, чтобы хранить обиду, лучше попробовать начать дружить. У Эрмитажа и ГМИИ это замечательно получилось.