По программе капитального ремонта в Москве восстановили 10 зданий знаменитого советского архитектора Зиновия Розенфельда. В их числе жилые дома на улице Куусинена, а также на Часовой и Новокузнецкой. Здания в стиле советского неоклассицизма отличает богатая отделка и множество декоративных элементов эркеры, ниши, карнизы, лепнина. Чтобы вернуть домам былой лоск, понадобился целый комплекс реставрационных работ.
Ирина Лясковская живет в
Ирина Лясковская: «Они очень демократичные были, они гуляли во дворе, общались с людьми, которые здесь жили».
Сейчас по этому двору дважды в день москвоведы водят экскурсии, а жильцы домов с теплом вспоминают местные соседские традиции.
Ирина Лясковская: «В этой атмосфере послевоенного периода было очень дружно. Например, праздновали 9 Мая, обязательно ходили друг к другу в гости, обязательно ходили на набережную и гуляли, смотрели салют. Многие у нас дружат семьями
С теплом Ирина Дмитриевна относится и к архитектору своего дома — Зиновию Розенфельду. Он спроектировал почти всю улицу. Его даже называют отцом Кутузовского проспекта. В проектах Розенфельда совмещены вместительное жилье и красивое архитектурное решение. В
Мария Василёнок, гид по Москве, культуролог: «Это была такая уникальная в Москве типовая застройка. И он (Розенфельд. — Прим. НТВ), кстати говоря, ввел в эксплуатацию четыре квартиры на одной лестничной площадке. Это значительно сэкономило средства, и за это же он и получил Сталинскую премию».
Типовыми дома Розенфельда в итоге не стали, уступив другим проектам попроще, но остались уникальными представителями архитектуры сталинского периода. Поэтому капитальный ремонт здесь требует дополнительных решений.
Армен Мкртчян, начальник отдела технадзора по Западному административному округу Москвы: «На фасадах значительное число декоративных элементов, особенно тех, которые выходят на сам Кутузовский проспект. И, соответственно, перед нами всеми стоит большая задача по сохранению первоначального исторического облика здания».
Зиновий Розенфельд работал с оглядкой на неоклассицизм. Во всех его работах видна визитная карточка архитектора — выступающие из стен эркеры. Карнизы домов обязательно украшены художественной лепниной.
Исторический облик домов Розенфельда уже можно оценить по 10 адресам, например на улице Куусинена.
Артём Лысенко, директор ГБУ «Жилищник» Хорошёвского района Москвы: «Специальными средствами отмыли фасад. Там, где это требовалось, восстановили кирпичную кладку, обработали противогрибковыми составами. Полностью восстановили первоначальный цвет здания и лепнину».
Еще одна особенность домов — цвет. Розенфельд любил пастельные оттенки. Цвет каждого дома восстанавливают по его же чертежам. Недавно ремонт завершили в доме на Часовой улице.
Евгений Антоненко, заместитель начальника управления строительного контроля по Северному административному округу Москвы: «Полномасштабного капитального ремонта не проводилось там уже больше 50 лет, поэтому сохранили все декоративные элементы, сохранили цвет здания и внутри подъездов, и на фасаде дома».
Идею восстановления исторического облика оценили и прохожие, которые видели дом еще до ремонта.
Сергей Мусуридзе: «Я рад, что такое архитектурно совершенное строение сохранено, потому что главное — сохранять то, что есть, что формирует исторический облик Москвы».
Яркими и достоверными с исторической точки зрения делают фасады еще шести домов Розенфельда. В этом году отмечают