Транснациональный добывающий концерн Rio Tinto скупил в Сербии более полусотни домов в долине реки Ядар на участке, где предполагается строить литиевый рудник. Добыча лития может принести стране большие прибыли, но может также нанести большой экологический ущерб. Горные разработки компании Rio Tinto не раз приводили к загрязнению источников воды.
Уникальный минерал ядарит, обнаруженный в Сербии 20 лет назад, назвали так по имени реки Ядар. Впоследствии выяснилось, что в этих местах под землей содержится 10% мировых запасов дефицитного лития. И за эту землю началась серьезная борьба.
Ядарит способен изменить жизнь всей маленькой Сербии. Только пока не ясно, в лучшую или худшую сторону. Лидер сообщества «Нет Ядару!» Златко Коканович бьется за родную землю, но силы неравны. Противник — одна из ведущих мировых транснациональных
Местные активисты поговорят, что их дома, их церковь и могилы предков оказались под угрозой исчезновения.
Златко Коканович: «Ежедневно тонны руды, обработанные кислотой, планируют доставать
Впрочем, ученые в Белграде говорят, что данные о якобы огромном экологическом ущербе от работы рудника — явное преувеличение.
Александр Йовович, профессор Белградского университета: «Ядарит — один из лучших минералов, содержащих литий. А добывать его в Сербии легче, чем на большинстве других рудников. Риски для окружающей среды очень и очень малы, а загрязнение воздуха практически отсутствует».
Эта история с ядаритом и уникальной возможностью для маленькой Сербии стать ведущим поставщиком лития на мировой рынок почти заглохла в 2022 году, когда Александр Вучич отозвал у западной компании лицензии на проект после массовых экологических протестов. Но сейчас он вдруг снова вспомнил о Ядаре.
Александр Вучич, президент Сербии: «Если бы меня спросили, я бы сказал: давайте сразу копать литий. Я это уже говорил, но повторю: я никогда не боялся безответственных и некомпетентных людей. И я не боюсь демонстраций, которыми они грозят. Считаю, что мы должны делать свою работу».
Оппозиция грозит новыми митингами и баррикадами. Сербия снова оказалась на распутье: либо раскопать литиевый клад и обеспечить 90% потребностей Европы в производстве аккумуляторов для электромобилей, либо снова закрыть проект.