Сотни метров пришлось пройти, ломая колючий кустарник облысевшей на зиму лесопосадки, в сопровождении истеричных сигналов дрон-детектора, разгоняющих пульс до экстремальных значений. Прогулка получилась неприятной. Аппаратура постоянно показывает, что где-то в километре работает дрон, но непонятно, российский или украинский.
На позиции, хоть она среди подобных и ближе всех к противнику, психологически немного спокойнее. Хорошо замаскированные бронемашины прикрывают бойцы специальных расчетов ПВО с антидроновыми ружьями.
Позывной Генерал, оператор технических средств борьбы с беспилотными летательными аппаратами: «„Баба-яга“ здесь бывала. Их ловить сложно, но справлялись. Ружьем поймаешь, она зависнет, можно в этот момент ее стрелковым оружием снять. Есть такая работа — родину защищать. Тяжело, не тяжело, надо решать задачи».
Маскировка отменная, с 25–30 метров танк совершенно незаметен, о его присутствии не догадываешься, пока он не выстрелит. Работы у танкового батальона мотострелкового полка из Ростовской области в эти дни непочатый край. Только успевай подвозить «огурцы» (танкисты так называют снаряды). Штурмовики выбивают противника на ключевом участке Северского направления. Танкисты, находясь к этому месту ближе всех, могут обеспечивать огневую поддержку наиболее оперативно, точно и точечно отрабатывать цели по первому запросу пехоты.
Вой компрессора после выстрела — особенность конструкции возрастных Т-62. Так работает система удаления пороховых газов, которые здесь, в отличие от более современных танков, попадают внутрь боевого отделения. Поэтому, стреляя много и с высоким темпом, экипаж рискует угореть на работе. Всего за час по позициям ВСУ отправили около 20 снарядов. Без жалости к врагу, не жалея себя.
Позывной Алтай, командир танка Т-62 2-го гвардейского армейского корпуса ВС РФ: «Домой, конечно, хочется, родные и близкие ждут. Но мы выполняем свои боевые задачи, пока мы их не выполним, домой, конечно, не вернемся».
Практически весь танковый батальон 1102-го мотострелкового полка сформирован из мобилизованных бойцов. За время службы в зоне СВО они настолько отточили свои навыки и усвоили столько новой информации, что даже на танках, которые ровесники их родителей, а то и дедов, не оставляют шанса противнику, использующему дроны и новую натовскую технику.
Позывной Брест, командир танкового батальона мотострелкового полка 2-го гвардейского армейского корпуса: «У нас экипажи готовы выполнять любые задачи. Как командование сверху поставит задачу, мы любую задачу выполним».
В танковом батальоне гордятся не только боевыми заслугами. Неочевидный для обывателя, но очень показательный для знающих особенности быта на передовой фактор: тепло, практически домашний уют и чистота, как в операционной. Такие блиндажи у экипажей танков прямо возле замаскированных позиций.
В блиндажах есть электричество и телевизоры, отопление, есть кухни и даже бани. Танкисты из Ростовской области уверяют, что так обустроить свою жизнь почти в прямой видимости врага они с нуля могут за пару недель. Могут, как говорится, и повторить, если поступит команда перемещаться на новые позиции. Танкисты этого ждут с нетерпением. В их Т-62 есть лишь один недостаток: задняя там никогда не включается, у заряженных на победу экипажей правильный ход — только вперед.