В столице сохраняют исторический облик жилых домов. Только за последние семь лет в рамках городской программы капитального ремонта специалисты обновили более трех десятков зданий, которые связаны с именами отечественных художников знаменитых карикатуристов, пейзажистов и авангардистов, чьи работы украшают Третьяковскую галерею, Эрмитаж и Русский музей.
Стрекоза с человеческим лицом, цветы и много цвета: художник Михаил Молочников работает на стыке модерна и сюрреализма. За картиной мастер проводит подряд по шесть часов. Искать вдохновения особо не приходится — дома творцу и стены помогают.
Михаил Молочников, художник: «Когда ты живешь в контексте искусства, культуры, то жить, я думаю, нужно тоже в
У дома и художника в этом смысле сложился идеальный творческий тандем. На центральном фасаде дома №29 на Старом Арбате все тот же характерный прием московского модерна — лепной пояс из листьев клевера. Такие рождаются и на картинках художника. Доходный дом семейства Толстых в представлении не нуждается — это визитная карточка Арбата. Построили его больше века назад, здание является объектом культурного наследия — оттого и столько внимания к нему. Недавно здесь провели и капитальный ремонт, и реставрацию.
Даниил Лосин, начальник управления по работе с объектами культурного наследия Фонда капитального ремонта Москвы: «Были воссозданы утраченные элементы декора по фасадной части: это и фризовый пояс в виде клеверных листочков, это и ризалиты, и балконы, которые были в советское время утрачены и поменяны на обычное металлическое ограждение. Реставраторами воссоздан первозданный вид кованного ограждения, выполненного в стиле модерн».
За последние годы в столице отремонтировали 33 дома, в которых жили и работали художники. Еще один из них находится в Карманицком переулке. Доходный дом был построен в 1903 году архитектором Воскресенским, на первом этаже располагалась Ассоциация художников революционной России. Ее девиз: «Искусство должно быть понятно народу». Поэтому живописцы изображали в своих работах советский быт и действительность. Говоря о быте, есть у здания еще одна интересная деталь — специальный знак. Крепили его далеко не на все дома.
Мария Василенок, москвовед: «Для того чтобы его получить, нужно было пройти курсы противовоздушной и противохимической обороны. Должны были быть обязательно лица, которые обучены в случае экстренной ситуации загерметизировать здание. Вот такая меточка эпохи того времени».
Чтобы метки той эпохи на доме оставались только нужные, за состоянием здания внимательно следят. Специалисты комплекса городского хозяйства сделали в доме капитальный ремонт.
Антон Мирошкин, ведущий инженер управления строительного контроля по ЦАО: «Людям комфортнее жить от того, что поменяли все магистрали. Исключены протечки, восстановили бетонные основания, полы, стены отремонтировали».
Отремонтировали и дом на набережной Тараса Шевченко: большой, красивый и мощный. Жил в нем народный художник СССР, лауреат двух Сталинских премий Николай Жуков. Здание 1938 года постройки, изначально его проектировали для министерства нефтяной промышленности, отсюда и неофициальное название — Дом нефтяников. Здание имеет достаточно сложную форму, что сразу привлекает внимание — есть центральная
Александр Савин, заместитель начальника управления строительного контроля по ЗАО: «Мы стремились восстановить существующий исторический облик здания. Москомархитектура как раз искала и использовала исторические архивные фотографии, чтобы максимально воссоздать по крайне мере цветовые решения, которые были использованы при постройке дома».
Теперь картинка дома свежая. Все это яркие представители уже сложившегося облика столицы, с весом не только архитектурным, но и историческим.