Зимой пассажиры особенно часто жалуются на давку в общественном транспорте. В час пик в автобусе яблоку негде упасть.
Селедки в бочке, кильки в банке, а пассажиры автобусов и маршруток и в обиде, и в тесноте, причем почти в каждом городе. Иной раз кондуктор запихивает своим телом людей в автобус. В час пик людей в салоне транспорта бывает так много, что двери не закрываются. Причинами давки могут быть погодные условия, внезапные поломки транспорта и пробки
Валентина, пассажир автобуса: «Надо пробираться, толкаться, людям это не нравится, все недовольны, постоянно ворчат. А сделать ничего мы не можем, потому что нет других вариантов».
Автобусы переполнены и поэтому опасны. Нередко шоферы (особенно часто это бывает в частных микроавтобусах) намеренно пускают больше пассажиров, чем предусмотрено для них мест, ведь каждый лишний человек — деньги.
Надежда, пассажир автобуса: «Это травмоопасно, небезопасно. Водители не соблюдают скоростной режим, едут очень быстро. Давка постоянно».
Нарушение правил перевозки людей? Статья 12.23 Административного кодекса водителей не пугает, штраф за перегруз составляет всего 500 рублей. Зато юридические лица проверок Гостранснадзора боятся.
Ярослав Асташов, начальник управления Ространснадзора Министерства транспорта РФ: «Для перевозчиков административная ответственность на сегодняшний день достигает 30 тысяч рублей».
Для Сибири давки в автобусах уже давно не сенсация, а данность: автопарки изношены, транспорта не хватает, уборка снега на улицах — праздник. Надеяться остается лишь на опыт водителей.
Александр Литвяков, водитель автобуса: «Ну, риски. Риск в любых ситуациях бывает. По крайней мере у меня таких рисков не было, вот я вам от чистого сердца говорю».
Александр Козлов, старший инспектор ДПС УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю: «На автобусных рейсах, на которых не требуется пристегивание ремнями безопасности, водители в состоянии брать дополнительных пассажиров, чтобы люди не мерзли на дороге, чтобы они не оставались в той ситуации, когда морозы сильные. И они берут сверх посадочных мест. Это допустимо, потому что в таких автобусах есть поручни, за которые люди могут держаться».
Опасность забитого людьми транспорта проявляется при аварии. Люди падают и давят друг друга своим же весом. В зоне особого риска оказываются люди в передней части салона и те, кто находится рядом с металлическими поручнями и перилами, в основном возле дверей.
Алексей Умников, руководитель центра комбинированных поражений ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А. И. Бурназяна, кандидат медицинских наук: «Начиная от порезов разбитым стеклом открытых участков тела и ушибов и заканчивая переломами и повреждениями даже внутренних органов. Что касается, например, селезенки: если удар слева в область нижних отделов ребер, соответственно, часто бывает, что ломаются ребра с повреждением селезенки. И это уже может быть ситуацией, угрожающей жизни пострадавшего».
Региональные власти в случае жалоб на нехватку автобусов вправе сами принимать решение о выведении на линии дополнительной техники, если такая есть. Но в большинстве городов нужного числа автобусов, даже несмотря на федеральные программы по обновлению транспорта, либо не хватает, либо они в ремонте. Неисправные маршрутки для перевозки людей использовать нельзя. Если они выйдут на линию, компанию могут лишить лицензии.
Ярослав Асташов: «Если лицензия была аннулирована, то она потеряна, тогда наступает обязанность получения ее снова».
Это куда проще и дешевле, чем купить современный автобус. Пока в регионах не будет обновлен автопарк, проблема с давками в транспорте вряд ли будет решена.
Все выпуски программы «Главная дорога».