Великобритания и Гана заключили соглашение о возврате исторических реликвий, украденных британцами из бывшей колонии. Впрочем, парадокс заключается в том, что Британский музей отдает Гане награбленное не навсегда, а всего лишь в аренду на три года. Но и это создает прецедент для других стран, которые десятилетиями требуют возврата похищенных артефактов. Греция, Нигерия, Египет, Эфиопия… Список государств, добивающихся справедливости, длинный. Однако у Лондона собственные правила.
Территория современной Ганы, государство Ашанти, неслучайно называлось у англичан Золотым Берегом. За местные золотые запасы грызлись португальцы и французы, а верх в итоге одержали самые зубастые из колонизаторов — британцы. Семь
Войска королевы Виктории завоевали африканское государство, заняли столицу и взорвали королевский дворец, а затем потребовали 50 тысяч унций золота, то есть полторы тонны, в качестве компенсации за проведенную карательную операцию. Сейчас времена другие, обычно требуют компенсацию потерпевшие, а не грабители.
Привезенные из Африки в Британию сокровища были распроданы на аукционах, некоторые попали в музеи. 150 лет спустя Британский и Музей Виктории и Альберта готовы отправить в общей сложности 32 артефакта на вернисаж в Гану сроком на три года с возможностью продления.
Шола
Артефакты будут выставлены в Кумаси в Музее Манхия. Манхия — британский новодел, компенсация за взорванный дворец. Оригинальный поражал, но недолго, своим великолепием уничтоживших его британцев. О нынешнем таких отзывов не слышно. Впрочем, жителям Ганы остается только радоваться, что хоть сокровища им обещали прислать настоящие, а не позолоченные копии.
Айвор
Предметы имели и государственный, и духовный смысл в Ашанти. Золотой диск символизировал духовную чистоту и честность африканских правителей. Возможно, на чужбине он потерял свои магические свойства. Британское правительство реституцию не рассматривает, не признает и сам факт воровства, ссылаясь на законы того времени.
Джонатан Сампшн, адвокат: «На протяжении столетий, начиная с древних времен, право забрать собственность побежденного врага считалось одним из основных принципов международной войны. Так что предположение, что эти предметы были украдены, является полной чепухой».
Согласно последнему соцопросу, каждый третий британец гордится колониальным прошлым своей страны, то есть считает колониализм просветительской деятельностью британской короны по отношению к малоразвитым государствам, недемократическим, как сказали бы в Лондоне сегодня.
Тристрам Хант, директор Музея Виктории и Альберта: «Эти артефакты представлены в нашем музее и как образец прекрасной ювелирной работы в странах Западной Африки, и как образец силы Британской империи».
Но британцам не стоит бояться, что таких образцов не останется, когда в Гану вывезут работы. Для изучения колониализма в Лондоне есть целый музей, собственно, Британский. В нем есть памятник разграблению британцами Нигерии — бронзы Бенина, истукан в память о разграблении острова Пасхи. Мраморные скульптуры со стен древнего храма Парфенон были выломаны и вывезены в Лондон по поручению британского посла.