Столичных школьников приглашают освоить игру на клавесине, гуслях, арфе и даже колоколах. Все чаще ретроинструменты в музыкальных школах Москвы конкурируют с привычными для слуха гитарой, скрипкой и фортепиано. Педагоги обещают быстро научить играть не только по нотам, но и импровизировать.
У клавесина ни на что не похожий хрустальный звук. На редком инструменте маленьких москвичей обучают играть в детской школе искусств имени Рубинштейна. Педагог рассказывает, что аристократический инструмент всегда вызывает много вопросов.
Данила Богомолов, преподаватель по классу клавесина: «После концертов очень часто, почти всегда, подходят люди к инструменту и интересуются, как здесь извлекается звук, и мы всегда с радостью достаем толкачики, показываем язычки».
Именно устройство клавесина и заинтересовало девятилетнюю Олю Ильину. Когда девочка пришла в московскую школу, о клавесине ничего не знала, а изначально вообще хотела петь. Но ноты сложились так, что маленькая Оля стала музыкантом, владеющим редким музыкальным инструментом.
Ольга Ильина: «Мне больше всего понравилось, как он устроен. Там натянуты струны, и когда ты нажимаешь на клавишу, там такой молоточек щиплет эту струну — вот и так получается звук».
Первое упоминание о клавесине зафиксировали еще в XIV веке. Их всегда можно было пересчитать по пальцам. Клавесины либо принадлежали известным людям, либо были сделаны в единственном экземпляре. Один из таких хранится в Российском национальном музее музыки — это инструмент 1766 года. Но его ценность заключается даже не в почтенном возрасте.
Макар Иванов, методист Российского национального музея музыки: «Один из двух клавесинов мастера Бурката Шуди, который он сделал специально для прусского императора Фридриха, и высока вероятность, что именно на этом инструменте играл Вольфганг Амадей Моцарт».
Нередко экспонаты этого музея отправляются на столичные музыкальные концерты. По словам методиста, любой редкий инструмент — это скорее привилегия для музыканта. Поэтому возможность юных москвичей учиться на таких инструментах в самом начале своего пути — действительно уникальное явление.
Макар Иванов: «Нужно понимать, что дают эти инструменты. Совершенно не всем нужно стать лауреатом международных конкурсов либо членом Союза композиторов, в общем, заслуженным человеком, чтобы тебе дали поиграть на уникальном музыкальном инструменте».
Чтобы музыка продолжалась, каждый инструмент нуждается в своей реабилитации. Этим занимаются в мастерских. Самые тяжелые «пациенты» — это как раз старинные инструменты. Своего обновления ждет в том числе и арфа в греческом стиле, которой 150 лет — по меркам этого музыкального инструмента это много. Больше 10 лет на ней никто не играл. Чтобы восстановить такую арфу, мастеру потребуется не меньше года. Инструкции по ремонту к таким редким старинным инструментам, конечно, нет. Поэтому здесь — только опыт мастера, а таких мастеров на всю столицу единицы, как и старинных арф. Сергей Ватаманюк сравнивает себя с доктором — общий язык с арфами находит вот уже 15 лет.
Сергей Ватаманюк,
Играют на арфах в основном женщины, а вот чинят — мужчины. Иначе как искусством этот процесс, по словам мастера, не назовешь. По легенде арфа произошла от охотничьего лука — в общем, у инструмента интересная сложилась судьба. В музыкальных московских школах обучают играть и на ней. В арсенале также клавикорд, звонница, мандолина, гусли.
Ирина и Екатерина Магонские — близняшки. Увлечение у сестер тоже одно на двоих — гусли. Девушки играют уже семь лет. Обучиться было непросто. Первые композиции удались только спустя четыре года, но это того стоило. Школьницы уже успели сыграть в стенах концертного зала «Зарядье».
Екатерина Магонская: «Мне очень нравится, что мы занимаемся на гуслях, потому что мало кто знает, что это вообще за инструмент, и многие удивляются, когда мы про него рассказываем».
Музыка льется под чутким наблюдением педагога Натальи Дьяченко. Женщина преподает игре на гуслях 35 лет. Она считает, что этот инструмент — лучший из всех.
Наталья Дьяченко, преподаватель по классу гуслей: «Это инструмент был всегда любимый на Руси. Известен он с древнейших времен, с VI века. Был отмечен в греческих рукописях о русичах. Название инструмента происходит от славянского глагола „густи“, что значит гудеть».
Своим примером Наталья вдохновила и учеников. Среди воспитанников появились те, кто готов дело продолжить. Восьмилетняя Иванна Иванина тоже теперь хочет стать преподавателем.
Иванна Иванина: «Если я буду хорошо на них заниматься, то, мне кажется, другие дети тоже захотят и попробуют позаниматься на этом инструменте».
Пока музыканты играют, а мастера работают, история редких инструментов в Москве продолжается. А это значит, что сегодня мы можем слышать музыку в таком виде, как слышали ее наши предки сотни лед назад.