Российские ученые готовят к техническому запуску новый зимовочный комплекс в Антарктиде. Сейчас на Южном полюсе работает наша 69-я экспедиция. По словам специалистов, станция один из сложнейших инженерных проектов в мире. Это, по сути, автономный пятиэтажный дом с запасами топлива на два года. Особые задачи стоят и перед авиацией, которая доставляет необходимые грузы. Пришлось многое сделать, чтобы на континенте смогли принимать тяжелые транспортные самолеты Ил-76 .
Авиасообщение на Антарктиде — явление для постороннего человека поистине удивительное.
То, что самолеты смогут работать в таких условиях, стало понятно со времени первых зимовок еще с другой стороны, на Северном полюсе. Тяжелые лайнеры переобували в лыжи, чтобы сесть на любое ровное место.
Сейчас в антарктической стае появился и свой исполин. Только представьте: любуетесь вы захватывающим дух пейзажем, как вдруг на белую гладь приземляется огромный транспортный самолет. Прилетевших на аэродром «Зенит» встречают
Роман Комаров, начальник участка ОАО «Запсибгазпром»: «Такая задача была поставлена нам для того, чтобы доставить персонал в Антарктиду для строительства нового зимовочного комплекса, так как это было значительно быстрее, чем судами. Это сделано людьми, которые здесь проводили бессонные ночи. Чувствую, что это наше детище, потому что мы в свою сторону слышали много, что мы не сможем, что это бесполезно».
С
Роман Комаров: «Сама полоса она дрейфует до 4 метров в год. За счет этого дрейфа трещины открываются. Возможно, она и подо мной. Трещины разные были, 85 сантиметров — самая широкая трещина».
Первый
Антарктида — это континент ограниченных ресурсов, но подчас происходящее там на грани фантастики. Сложно поверить, что строительством аэродрома занималось всего несколько человек.
Дмитрий Шепелёв, начальник антарктической станции «Прогресс»: «Китайцам мы показывали аэродром „Зенит“, зима была. Привезли, начальник ходит там, ножкой топает по полосе, которая как бетон. Он задал вопрос: а сколько человек в данным момент работает, обслуживает его, укатывает? Роман Комаров сказал, что 11. Раза три переспросил, на калькуляторе даже набрал: сколько это людей? Он был удивлен, думал, наверное, что тысяча человек это делает».
Поскольку такой аэродром капризнее обычного, бетонного, с таким характером за ним нужен глаз да глаз, один — человека, другой — электронный, коптера, с которого будут контролировать состояние летного поля.
Владислав Пунько, ведущий инженер антарктической станции «Прогресс», оператор БПЛА «Геоскан»: «ВПП имеет свою отражающую способность. Чем она меньше, тем больше нагревается, подвергается воздействию солнца, проще говоря, тает. То есть мы будем изучать, как быстро тает взлетная полоса».
Своенравнее льдов в Антарктиде только погода. И хотя процент метеостанций на душу населения на континенте рекордный, до сих пор любой полет сюда — предприятие высокого риска.
Игорь Щербаков, синоптик антарктической станции «Прогресс» и аэродрома «Зенит»: «Это вполне опасно, ведь тут и загрузка самолета, и топлива может не хватить на обратный путь или на уход, так что нужно рассчитывать практически 100%».
Погода благоволила летчикам. Улетел на другую станцию яркий Basler, разгружается наш