В прошлом ноябре власти Финляндии закрыли КПП на границе с Россией. Несмотря на протесты тысяч собственных граждан, лишившихся бизнеса или возможности посещать родных в сопредельных российских районах, накануне ограничения продлили еще на месяц.
Правительство Финляндии закрыло погранпереходы в ноябре и декабре, под Новый год приотворило границу и через сутки захлопнуло ее опять. Вторая попытка закончить самоизоляцию была назначена на 14 января, и тоже провалилась. Русские люди, которые живут в Финляндии, протестуют, но в общем не удивлены.
Татьяна Царенко,
Психиатр Татьяна Царенко два года назад приехала в Финляндию из Сортавалы на стажировку.
Татьяна Царенко: «Когда я приехала в Лаппенранту, это 20 км от границы, я ездила на каждые выходные в Питер. Я обрадовалась: все, буду жить рядом с Россией, но это закончилось очень быстро».
Граница была закрыта финнами под предлогом наплыва беженцев. Между тем местная пресса сообщает, что «более 120 просителей убежища, которые пересекли границу с Россией осенью,
Подобное произошло в 2015 году, когда в Финляндию из Швеции приехали более 32 тысяч человек, а потом многие уехали, не справившись с угрюмостью климата и аборигенов. Граница со Швецией финнами тогда закрыта не была.
Сейчас на фоне аномальных холодов растут цены на электричество. Правительство с оператором электросетей Fingrid попросило граждан сократить энергопотребление. В ноябре Финляндия предложила всему Евросоюзу запретить импорт СПГ из России. И со следующего года сама планирует прекратить ввоз. Закупки финнами российской нефти также практически остановлены.
Родившаяся в Выборге и живущая в Хельсинки София руководит региональным отделением политической партии, которая стремится к нормальным отношениям с Россией. Но даже чисто прагматические соображения выгоды от сотрудничества с большим соседом вытравливаются в зародыше.
София Казаков, глава хельсинского отделения партии «Вся власть народу»: «Моей дочке в детском саду рассказали, что Финляндия — это маленькая девочка, и Россия оторвала ей ручку, то есть Карелию. Вот так они воспитывают детей».
Есть и политики, и историки, и граждане, которые считают, что Финляндия сама сейчас отрывает себе не то что ручку, а голову, передавая право принятия решений из Хельсинки в Вашингтон и Брюссель.