Владимир Путин поручил правительству разработать системные предложения по увеличению доходов учителей и решить проблему неравномерной оплаты труда педагогов в разных регионах. Президент заявил об этом на заседании Госсовета, главная тема которого повышение роли и престижа педагога и наставника. Глава государства считает крайне важным снять излишнюю нагрузку с учителей, четко очертить круг обязанностей классных руководителей и привлекать в систему образования молодых инициативных людей.
2023 год, провозглашенный в нашей стране Годом учителя и наставника, заканчивается. Но это вовсе не означает, что год поговорили, похвалили тех, кто нас учил и направлял, а с новым боем курантов обо всем забыли. Президент и правительство уделяли и будут уделять этому вопросу особое внимание на протяжении многих лет. Как раз теме защиты и поддержки учителей и наставников и был посвящен сегодняшний Государственный совет.
Открывая Госсовет, президент поздравил всех с наступающими праздниками. Особые поздравления — педагогам страны.
Владимир Путин, президент России: «Самые теплые слова благодарности и признательности хотел бы сказать в адрес учителей, всех, кто посвящает свою жизнь становлению новых поколений граждан России. Именно в вашу честь нынешний, уходящий уже, 2023 год был объявлен в России Годом педагога и наставника».
Хорошая система образования для укрепления нашего суверенитета означает ничуть не меньше, чем развитие высоких технологий или продовольственная безопасность. Принято немало законов, защищающих труд педагога и наставника, но они работают не везде, признал Путин. Все еще не удалось снять с учителей непрофильные нагрузки, связанные с заполнением всякого рода отчетов. В России также действуют нормы, поднимающие зарплаты педагогов до уровня не ниже средних по экономике регионов, но от территории к территории за один и тот же труд учителя получают разные оклады.
Владимир Путин: «Труд учителя должен оплачиваться по единым понятным и прозрачным правилам, иначе между регионами накапливается разрыв в качестве обучения, растет дефицит педагогических кадров. Понятно, меньше платят, люди оттуда переезжают, качество преподавания в конечном итоге страдает. Все это нарушает ключевой принцип равенства образовательных возможностей для наших детей».
А это сказывается на потенциале всего региона. Нет грамотных людей — нет экономического роста. Надо шире задействовать федеральные программы, использовать опыт образовательных площадок вроде «Сириуса». И еще Путин предложил активнее привлекать ветеранов СВО к патриотическому воспитанию молодежи. Говоря о роли педагогов и наставников, Путин подразумевал не только школьное образование. Молодые ученые, инженеры, рабочие тоже нуждаются в учителях из числа более опытных коллег.
Владимир Путин: «В Калужской области наставничество на производстве сыграло ключевую роль в ускоренной подготовке кадров, что в свою очередь обеспечило мощный промышленный подъём региона, позволило с нуля фактически построить десятки предприятий, получить дополнительные ресурсы для развития социальной сферы. И такой опыт должен внедряться повсеместно, по всей стране».
Рост производительности труда решает несколько проблем — меньше становится дефицит кадров, выше становятся зарплаты у
Владимир Путин: «Звание „наставник“ должно звучать гордо. Для этого пять лет назад мы учредили знак отличия „За наставничество“. Я предлагаю учредить и ежегодную премию „Наставник года“. Конкретные шаги для повышения престижа и статуса наставников должны предпринять и все наши регионы».
Учителя и наставники — не только определяют наше духовное и профессиональное развитие, фактически они формируют тот стержень, хребет, на котором основана вся экономика России.