В России можно без проблем купить машину по цене ниже рынка. На официальных торгах регулярно распродают имущество банкротов и должников по кредитам, которых становится все больше. Но даже законная сделка не гарантирует, что с автомобиля снимут все аресты или не наложат новые.
Анна Брызгалова перед покупкой тщательно проверила машину по всем источникам — на портале ГИБДД и в реестре залогов, а собственника — на сайте судебных приставов.
Анна Брызгалова, водитель: «Машину проверяли в момент приобретения, никаких подозрительных арестов или
При постановке на учет Анна узнала, что автомобиль арестован, причем должником оказался не третий, а второй владелец. Юридическое лицо решило обанкротиться. Казалось бы, какое это имеет отношение к новой хозяйке и ее машине? Пришлось идти к приставам.
Анна Брызгалова: «Сделки, которые были произведены, будут аннулированы. Нам сказали, что машину в любом случае заберут».
Чтобы банкрот не спрятал имущество, финансовый управляющий досконально проверяет все его сделки за три последних года. Если выяснится, что цена машины при продаже была занижена, сделку могут аннулировать.
Сергей Радько, юрист: «Если имущество потом было два, три, пять раз продано, то права последнего, нынешнего собственника фактически ничем не защищены».
Проверить всех собственников по электронному ПТС не получится, там нет данных. А имущество людей или организаций, признанных банкротами, может продаваться только по решению суда.
Полина Колпакова,
Автомобиль Яны Некрасовой официально продали на торгах по решению суда. Она банкрот, который почти три года пытается снять аресты со своей бывшей машины, а новый собственник не может перерегистрировать автомобиль на себя.
Яна Некрасова, водитель: «Снятие этого ареста, как говорят судебные приставы, сейчас тоже проблематично, потому что его даже уже нет в архиве судебных приставов».
В базе судебных приставов исполнительного производства нет, а на сайте ГАИ арест есть. Заявление на снятие машины с учета Яна писала, а письменного ответа не требовала. И зря, было бы с чем идти в суд.
Сергей Радько: «Если в отношении гражданина начата процедура банкротства, меры ограничения в отношении имущества, аресты и иные ограничения должны быть отменены. Если пристав этого не сделал, тогда его бездействие можно обжаловать, подав в соответствующий суд».
Пока Яна обивает пороги судебных приставов, новый хозяин автомобиля регулярно нарушает.
Яна Некрасова: «Все штрафы, которые приходят на мое имя, оплачиваются мной. Кроме того, я же продолжаю и оплачивать транспортный налог».
Евгений Бадаев вынужден оспаривать штрафы за такого же нового пользователя. У него арестовали автомобиль за долги по кредиту. Машину банк забрал, но снять ее с учета в ГАИ Евгений не может. В базе данных судебных приставов до сих пор ограничения на регистрацию.
Евгений Бадаев, водитель: «На данный момент
Таких «писем счастья» уже больше 40, они приходят почти ежедневно, все из Москвы. Большую часть он успешно оспорил, но устал доказывать, что машина теперь чужая. Наложение и снятие ареста — компетенция судебных приставов, и даже справка о снятии ареста не поможет, так как изменить базу данных инспектор не может.
Антон Белан, старший инспектор по особым поручениям ГУ ОБДД МВД РФ: «Если судебный пристав отменил запрет, а в базе данных Госавтоинспекции он не отобразился, пристав может завить о проблеме в службу технической поддержки информационной системы или в центральный аппарат службы судебных приставов, с которыми МВД России проводит еженедельные сверки. Бумажные справки и документы от ФССП инспекторы не принимают».
Если общение с приставами затягивается или снять запрет не получается, требуйте письменный отказ и обжалуйте его в суде. Это займет время, но решения суда обязательны для исполнения.
Все выпуски программы «Главная дорога».