Лидеры Евросоюза в итоговом заявлении брюссельского саммита по ошибке приветствовали принятие 12-го пакета антироссийских санкций, хотя на деле он не был ни принят, ни даже предварительно утвержден из-за серьезных внутренних разногласий между членами ЕС. Но большая часть саммита проходила под знаком другого вопроса: дать ли Украине и Молдавии зеленый свет на начало переговоров о вступлении в Евросоюз. И тут проявились все противоречия внутри самого ЕС. Одни настаивают, что бывшие советские республики европейцы должны взять на свой баланс. У оппонентов совсем другой взгляд и целый список своих вопросов к Брюсселю.
На саммите Брюсселе две задачки, и обе пока не расколоть: как перевести на Украину 50 миллиардов евро и как принять саму Украину в Евросоюз, чтобы выделенные деньги не уходили за его пределы? Раскошелиться активно призывают такие страны, как Эстония, чей собственный ВВП сильно ниже означенной суммы. Не свое — не жалко.
Кайя Каллас,
Гитанас Науседа, президент Литвы: «Я очень надеюсь, что соглашение будет, 50 миллиардов евро — вопрос этого дня. Мы не должны откладывать решение, потому что Украина воюет не завтра, а сегодня».
Рык прибалтийского тигра (хотя никто и никогда не видел тигров в Прибалтике, но так комплиментарно в Брюсселе называют Литву за старание и за первое из трех место в регионе по развитию экономики) уравновешивает голос гораздо более богатой, чем вся Прибалтика вместе взятая, Венгрии. Орбан готов снять вето с транша Киеву, но только после того, как европейцы отдадут Будапешту замороженные по обвинению в коррупции венгерские деньги. Если Брюссель хочет передать Киеву 50 миллиардов, то сначала ему надо отдать Орбану 30. Итого помощь Киеву будет стоить 80 миллиардов. А не перенести ли денежный вопрос на потом, как и вопрос с членством Украины в ЕС, который блокирует тот же Виктор Орбан, пока Киев не учтет права венгров Закарпатья.
Виктор Орбан,
Привычные ко всяким девиациям Орбана в Брюсселе обвиняют в том, что он сменил ориентацию — был проевропейским политиком, а теперь стал пророссийским. Орбан же остается политиком исключительно провенгерским. Он готов пойти на договоренности по Киеву, если будут учтены национальные и финансовые интересы его страны.
В Брюсселе Орбана также называют «троянским конем Путина». То ли в Евросоюзе все, включая самих греков, не в курсе греческой мифологии, то ли правда готовятся к развалу организации. Троянский конь принес гибель Трое при полном одобрении морского Посейдона, который все это видел, как сейчас видят заморские США, но не стремился помочь.
Впрочем, Орбан не один выступает против членства Украины в Евросоюзе. Как констатирует издание Politico, он просто громко говорит то, что другие лидеры стран Евросоюза шепчут за закрытыми дверьми. Так что у Орбана здесь просто роль со словами, у остальных — без слов или с пустыми словами.
Лео Варадкар,
Возможно, для американцев это сравнение с двумя башнями не самое удачное, а по отношению к Киеву их точно нельзя назвать близнецами: Вашингтон вложил больше. По данным американской прессы, военная, экономическая и гуманитарная помощь, оказанная Соединенными Штатами Украине, превысила 100 миллиардов долларов и приближается к 100% того, что было возможно передать. Зеленскому дали это понять во время недавнего визита в США, теперь в Европе от него снова отодвинули морковку.
Роберта Метсола, глава Европарламента: «Украина и Молдавия быстро продвинулись в достижении всех своих целей, приняв необходимое законодательство и реформы даже в самых трудных условиях. Открытие переговоров о вступлении в ЕС с Украиной и Молдавией является следующим шагом».
Есть и еще одна задача со звездочкой для Брюсселя: как своровать замороженные в Европе российские активы, но чтобы это выглядело не как воровство, а как прекрасный жест из свободной и демократической башни? Есть идея Еврокомиссии использовать дивиденды с замороженных российских активов, переведя их на отдельные счета, а затем на свои, и так, запутав следы в трех соснах, отправить 15 миллиардов до 2027 года на Украину. Но эту задачу со звездочкой 27 голов тоже пока не одолели.