По статистике страны меняют свои конституции в среднем раз в 17 лет. В этом плане Конституцию России уже можно считать долгожительницей, особенно если вспомнить тот хаос, в котором пребывала страна 30 лет назад.
Ровно 30 лет назад россиянам предложили сразу проголосовать на референдуме за новую Конституцию, которую мало кто успел прочитать, и выбрать народных представителей в Государственную думу и Совет Федерации, которые вообще собирались впервые. СССР уже два года как канул в Лету, а россияне все еще жили по брежневской Конституции 1977 года. К лету
В октябре
Анатолий Грешневиков, депутат Государственной думы всех созывов: «Я вспоминаю работу первой Государственной думы, второй, третей. Это действительно был главный законодательный орган страны, он исполнял свои законодательные функции, не являлся департаментом при правительстве».
Дума во многом определяла бюджет страны, утверждала кандидатуру премьера. Парламент оставался частью системы сдержек и противовесов при крепнущей президентской власти. Впрочем, на первых порах не это было главным. Страна расползалась на куски.
Николай Харитонов, депутат Государственной думы всех созывов:«Я думаю, многие среднего и старшего поколения помнят, что говорили о Дальневосточной республике и об Уральской республике. Поэтому задача была скрепить, скрепить Конституцией, как железными поясами, сохранить многонациональную нашу Россию».
Если Урал и Дальний Восток тогда могли удовольствоваться правами автономий, то Татарстан, Башкирия, республики Кавказа дрейфовали в сторону полной независимости. Но зато итоги голосования стали для федеральной власти главным аргументом в споре с потенциальными сепаратистами.
Сергей Шахрай, автор проекта действующей Конституции Российской Федерации: «Там была интересная история: делегация Татарстана сидела в Венеции, и они доказывали, что конституция Татарстана — конституция независимого государства. Там были непростые дебаты, Совет Европы и тогда нас не очень любил».
Народ проголосовал за конституцию, выбрал представителей в федеральные структуры, значит, он поддержал единство всей страны. По сути, Конституция и выборы 1993 года стали правовым фундаментом, на котором и поднялась суверенная Россия. При всей неразберихе
Валерий Зорькин, председатель Конституционного суда РФ: «Конституция — самое ценное, что у нас есть в нашем правовом хозяйстве. И мне кажется, что лучшей конституции в обозримом будущем не предвидится».