В ФСБ рассказали о неудачных попытках Украины совершить теракты и диверсии в Крыму. Силовики предотвратили несколько поджогов, взрывов, покушений и других действий, цель которых вызвать страх у жителей полуострова. Изъяты десятки самодельных взрывных устройств и 200 киллограммов взрывчатых веществ.
Попытки украинских диверсантов устроить атаки на Крым, приводят к регулярному пополнению списков задержанных. ФСБ раскрыло агентурные сети, сплетенные СБУ и главным управлением разведки Министерства обороны Украины. Известны имена всех, кто участвовал в подрывной деятельности с начала спецоперации. Предотвращены 18 терактов на территории Крыма. Также удалось предотвратить покушение на главу Крыма Сергея Аксёнова и других политиков полуострова.
Один из тех, кто создавал так называемое «Крымское подполье» — Роман Машовец, ветеран украинской разведки и помощник начальника ГУР Украины Кирилла Буданова. Специализировался Машовец на организации взрывов гражданской инфраструктуры.
А история пенсионера Виктора Ильчуна могла бы лечь в основу шпионского фильма. «Седой» — это позывной Виктора Ильчуна — попал на территорию Крыма по поддельному паспорту. Документ ему изготовили в ГУР Украины. Там же придумали легенду, согласно которой, он Павел Корниенко из Мариуполя, мечтает стать гражданином России. На самом же деле Виктор Ильчун был заброшен, чтобы приготовить взрывчатку для подрыва крымской железной дороги. К нему присоединились две женщины — Дарина Асланова и Руслана Нечаева. Диверсия произошла в мае этого года. Взорван товарный состав. Обошлось без пострадавших.
Александр Михайлов, член Совета по внешней и оборонной политике,
Взрывчатку в Крым доставляли разными способами. Согласно выводам ФСБ,
В этом же подполье состояли Сергей Кривошеин, Константин Евмененко, Игорь Зорин, Сергей Войнаровский. При обысках найдены пять готовых самодельных устройств весом шесть килограммов. К тому же спецслужбам РФ удалось перекрыть канал поставки взрывчатки, проходивший через Турцию и Грузию.
Павел Левченко — один из членов спящей ячейки. Таких еще называют «ждунами». Тактику спящих ячеек широко применяют украинские диверсанты. Оказавшись на территории Крыма, подпольщики легализуются, устраиваются на работу и ждут указаний. Левченко, например, следил за военными, забирал бомбы из схронов. Устроил подрыв газовой трубы в Симферополе в марте этого года. Левченко, он же Мурчик, бежал с Украины, потому что не хотел вступать в ряды ВСУ. В итоге был завербован украинской военной разведкой. Ему поставили ультиматум — либо в окопы на фронт, либо в подполье. Он выбрал второе. И теперь делится с сотрудниками ФСБ информацией о своей подготовке, рассказывая, как его учили вести скрытое наблюдение, уходить от слежки, гримироваться, менять походку.
Украинские спецслужбы используют разные способы вербовки агентов: обман, запугивание, ультиматум. Артуру Агасаряну, например, сказали, что заплатят за подрыв автомобиля сотрудника ФСБ. Представитель украинских спецслужб Борис Вейшторт обещал погасить за него все кредиты. Агасарян, который накопил много долгов, согласился. Задержали Агасаряна в лесу около схрона. Для него были приготовлены компоненты взрывного устройство. Оставалось только собрать и привести в действие.
Владимир Березовец, первый
В ФСБ констатируют, что украинские спецслужбы терпят провал за провалом. Подготовка диверсантов проводится наспех, на Украине не беспокоятся о своей агентуре. С момента первых задержаний и по сей день не поступало ни одного предложения по обмену. Из чего в ФСБ делают вывод, что к своим диверсантам противник относится как к расходному материалу. В итоге с февраля 2023 в Крыму задержаны 18 агентов. 10 человек осуждены за подготовку терактов. 30 уголовных дел находятся на этапе расследования. Изъято 37 бомб и более 200 килограммов взрывчатки.