Ровно 20 лет назад было открыто движение по Северомуйскому железнодорожному тоннелю самому длинному в России и важнейшему для всей Байкало-Амурской магистрали. Чтобы проложить его, потребовалось больше четверти века. Каких усилий это стоило, хорошо помнят труженики БАМа, которые посвятили легендарной стройке всю жизнь.
Когда речь заходит о
Что нам стоит БАМ построить, Виктор Фёдорович знает не понаслышке. Его линия жизни — это и есть БАМ. Еще с семидесятых годов. В руках — фотография двух бригадиров, которые руководили так называемой сбойкой Северомуйского тоннеля в 2001 году.
Виктор Гаценко, почетный гражданин Бурятии: «И бурили, и взрывали, и грузили. Конечно, труд тяжелый, но мы привыкли к этому, мы горняки».
Чтобы понять, какое значение имеет Северомуйский тоннель для всей
Северомуйский тоннель — самый длинный в России — сократил путь через перевал с 56 километров до 15, то есть почти в четыре раза. Время в пути всего 25 минут вместо двух с половиной часов.
Виктория Бирюков, начальник участка
Та же проблема была и в прошлом веке.
Николай Добханов, председатель Совета ветеранов Муйского района Бурятии: «Форма одежды была — сапоги, трусы и каска. Да, так работали — по пояс в воде».
Те, кого такие условия не пугали, приезжали на «стройку века» со всей страны. Постепенно платочные лагеря и лесные времянки превращались в поселки, потом разрастались в города. Так было и в Северомуйске, который считается столицей всех тоннелестроителей России.
Формально движение по всему БАМу запустили еще до открытия Северомуйского тоннеля. Пока горняки пробивались через гору, вокруг железнодорожники прокладывали уникальный рельсовый серпантин с перепадами высот до 40 метров на один километр.
На втором обходе тоннеля построили полукруглый виадук через реку Итыкит. Уникален он, не только потому что отсюда открывается роскошный вид на горы, но и за счет специальных двухъярусных опор высотой более 30 метров. Этот знаменитый виадук — одна из визитных карточек БАМа, именно он считается самым красивым и необычным мостом всей
Александр Станков, горный техник, строитель Северомуйского тоннеля: «БАМ — это наша жизнь, это наши достижения, это наша мечта, которую мы осуществили».
Виктор Гаценко: «Говорили, что БАМ — это дорога в никуда. Ерунда это все. А трудности… У кого их тогда не было? Преодолевали. Знали — зачем и куда».
Сегодня однопутный БАМ — это не просто памятник советской эпохи. Это стратегическая магистраль на восток страны, и сейчас здесь прокладывают дополнительные вторые пути. А вместе с ними