В ответ на все призывы ООН прекратить военную операцию в Газе премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху жестко отрезает: вижу цель уничтожение ХАМАС и освобождение всех заложников, не вижу препятствий. «Вернется ли Израиль к боевым действиям? Мой ответ однозначный да. Нет никаких шансов на то, что мы остановим боевые действия, не доведя дело до конца. Это моя политика», заявил он.
Это заявление он делает в тот момент, когда режим прекращения огня еще действовал, когда его удавалось продлевать новыми списками освобождаемых и новыми переговорами. Его держали почти неделю. В результате то ли ХАМАС начал стрелять в ответ на то, что на западном берегу израильтяне расстреляли двух подростков, то ли Израиль — в ответ на нападение в Иерусалиме сторонников ХАМАС на прохожих, в котором тоже погибли трое. Но обе стороны повторили: мы были готовы к переговорам и к продолжению режима тишины, но нас обманули.
Усама Хамдан, старший представитель ХАМАС в Ливане: «Мы виним в неудаче две стороны: израильскую и американскую. Состоялся визит госсекретаря США Блинкена, который после встречи с Нетаньяху дал зеленый свет на возобновление операции. И израильская сторона возобновила бомбардировки Газы».
Далее в Газе — ковровые бомбардировки, не прекращающиеся ни на секунду; а по всему Израилю — сирены, предупреждающие о летящих из Газы «кассамах». По подсчетам ООН, общее число погибших палестинцев уже больше 15 тысяч, сколько в реальности под завалами — неизвестно.
Нафтали Беннет, бывший
Дальше вспомнят, что покойный
А ведь при этом в Ливане все слышат угрозы повторить то, что здесь проходили уже не раз. Израильский министр обороны Галант обещает: «если „Хезболла“ продолжит свои нападения на
То есть вся логика строится четко на том, что все жители Ближнего Востока сейчас в заложниках происходящего. Как Газу разрушили за террористическую атаку со стороны ХАМАС, так и Ливан может получить свой удар от Израиля за то, что сделает «Хезболла».
По этой логике Израиль обвиняет именно Иран в том, что он оплачивает все, что делают и ХАМАС, и «Хезболла», что именно он больше всех заинтересован в продолжении, как и Эрдоган, которого по израильской просьбе уже предупредили американцы — в Турции собирают деньги на помощь Газе,
Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «Нетаньяху уже вписал свое имя в историю как мясник Газы. Эта черная метка не только на лбу Нетаньяху, но и на всех, кто его безоговорочно поддержал. Это позор».
Кажется, что арабский мир разделился на тех, кто призывает к мести в ответ на израильские призывы к мести, и тех, кто предпочел бы договориться, но каждый следующий ракетный удар любой из сторон вызывает цепную реакцию, и спираль жестокости несется по восходящей. Центральный во всей дискуссии — вопрос массовых жертв, особенно среди женщин и детей. Именно поэтому все так обостренно наблюдают, куда качнется эта эмоциональная волна.
Эту волну раскачивают усиленно с обеих сторон — приехавшему в Израиль Илону Маску показывают детскую колыбель, в которой лежат гильзы. И он удрученно констатирует — у вас нет другого выхода, как убивать тех, кто упивается смертью. И только после его отъезда начинается обсуждение, что гильзы от оружия, которого у ХАМАСА нет, а у Израиля есть. Одновременно ХАМАС показывает кадры освобождения израильтянки с собачкой, явно демонстрируя, что даже о животном заботились лучше, чем о палестинских заключенных, которые жалуются, что с начала войны их не кормили и били в тюрьмах.
Как пишет The Washington Post, Нетаньяху все последние 10 лет сам блокировал любые попытки уничтожить ХАМАС, ему было удобно не начинать переговоры о создании палестинского государства. Ему не нужно, чтобы власти Западного берега получили шанс начать диалог.
Орли Ной, журналист: «У Нетаньяху очень большой стимул продолжать войну, потому что на следующий день после ее завершения израильское общество привлечет его к ответственности за эту катастрофу. В то же время никто не знает, какой финал нужен Израилю и каков план Израиля в отношении Газы на следующий день после войны».