Московские школьники и студенты колледжей смогут научиться работать с редкими документами. Столичный Главархив организовал специальные занятия для подростков. Ребята будут читать тексты в старой орфографии, восстанавливать утраченные фрагменты, составлять генеалогические древа. Организаторы надеются, что такие необычные уроки смогут пробудить у ребят интерес к истории родного города и помогут больше узнать о великих соотечественниках.
Девятый класс дружно разбирает дореформенную орфографию в записи о рождении Пушкина. На интерактивной доске — страница из метрической книги 1799 года. Это тот случай, когда занятия по русскому языку и литературе переплетаются с уроками родной истории. Учитель Александр Белов объясняет своим подопечным, сколько всего можно узнать из старинных документов. Сам он по архивам за четыре последних года восстановил историю своего рода до конца XVII века.
Александр Белов, учитель русского языка и литературы школы №1450 «Олимп»: «Эта сопричастность к прошлому, эта связь между тобой, твоими предками и теми, кто будет жить после тебя, мне кажется, является очень ценной. Если сегодняшнее занятие детям помогло
Когда Александр только начинал окунаться в прошлое, то сам не знал, как приступить к такому трудоемкому делу. На этом уроке решил преподать воспитанникам азы поисковой работы: куда обращаться и какую информацию запрашивать. Между тем Главархив Москвы впервые предложил школьникам и студентам колледжей специальные курсы по погружению в историю. Подростки получили шанс изучить биографии известных деятелей прошлого по подлинным бумагам.
Среди уникальных документов, к которым получили доступ дети, — личные дела студентов Московского императорского университета, ныне МГУ. После революции они попали в Главное архивное управление Москвы. Один из учеников смог изучить личное дело великого русского хирурга Николая Ивановича Пирогова.
Хансултан Сооранбаев, ученик школы №1454 «Тимирязевская»: «Мне очень интересно изучать Пирогова, мне бы хотелось дальше развивать свои навыки и познания в истории медицины, в самой медицине и так далее».
Другие школьники интересуются непосредственно историей.
Павел Татьмянин, ученик школы №937 имени Героя России Перова: «Я изучаю дело Николая Семашко. Таким образом я изучаю параллельно историю зарождения СССР и конец истории Российской империи. В основном это
Каждый спецкурс рассчитан на месяц и посвящен определенной теме. Чтобы попасть в группу, детям нужно пройти конкурсный отбор. Занятия же одним лишь изучением исторических фактов не ограничиваются. Подростки также знакомятся с работой самого архива, скрытой от посторонних глаз, с трудом реставраторов, благодаря которым многовековые документы продолжают жить. Посещают школьники и святая святых — хранилище уникальных материалов. Спустя три таких занятия подростки подготовили и защитили собственные проекты о жизни и работе знаменитых медиков XIX и XX веков.
Марьям Кустова, первый заместитель директора, главный хранитель фондов ГБУ «Центральный государственный архив города Москвы»: «Это живое изучение нашей истории, понимание, более подробное понимание того, что их интересует. Повышение понимания, насколько это все ценно, насколько важно для страны, поскольку даже из этих студенческих дел складывается история науки, история культуры, вообще история страны».
В следующем месяце уже другим счастливчикам предстоит погружение в биографии театральных и кинодеятелей.