Конституционный суд Германии запретил правительству финансировать свои расходы за счет фонда борьбы с коронавирусом. Это решение уже назвали «пощечиной правящей коалиции». Кабинет хотел взять из фонда 60 млрд евро и часть суммы отправить на помощь Украине. Но теперь соратники канцлера ФРГ вынуждены пересматривать бюджет.
Были времена, когда Урсула фон дер Ляйен рассказывала о сотнях миллиардах евро для перехода на зеленую энергетику, а Анналена Бербок клялась поддерживать Украину столько, сколько нужно, и плевать ей на мнение избирателей. Но, видимо, те времена прошли и наступила осень. А вместе с ней к немецким властям пришло осознание того, что надо выбирать: либо родные граждане, либо не очень.
Накануне правительство Германии заморозило все расходы, направленные на экологические инициативы и поддержку промышленности. Причина — решение Конституционного суда о неиспользованных фондах на чрезвычайные меры по борьбе с пандемией, пробившее дыру в 60 млрд евро. Другими словами, министры хотели втихую взять из фонда для борьбы с пандемией 60 миллиардов и закрыть дыру в бюджете, но у них не получилось. Шольц и его министр финансов расстроились.
Олаф Шольц, федеральный канцлер Германии: «Совершенно ясно, что решение суда отразится на фонде, который включал в себя 60 млрд евро. Поэтому мы переработаем фонд климата и трансформации».
Кристиан Линднер, министр финансов ФРГ: «Это решение имеет далеко идущие последствия для госуправления и бюджетной политики всей республики и федеральных земель. Мы проведем глубокий анализ».
Крупнейшая экономика Европы балансирует на пороге новой рецессии, а тут еще сюрпризы на 60 миллиардов. Как пишет издание Politico, эта бухгалтерская ошибка может убить правящую коалицию Шольца. «В 2021 году
Матиас Миттельберг, член фракции ХДС/ХСС в Бундестаге: «Я думаю, что решение конституционного суда можно назвать сильной пощечиной „Светофорной коалиции“. Это касается не только бюджетной политики, но и в целом всей внутренней политики в стране».
The Financial Times пишет, что немцы теперь пытаются отлынивать от финансирования ЕС. Брюссель просит еще 100 миллиардов, из которых 50 планировали отдать Украине в течение 4 лет. Но Берлин заявляет, что у него нет свободных денег.
Бухгалтерской эквилибристикой в германском правительстве занимался министр финансов Кристиан Линднер, который шел на всякие уловки и создавал теневые внебюджетные фонды. Но даже он сейчас на мели. И мечта министра обороны Писториуса о выделении 8 млрд евро на войну на Украине может так и остаться мечтой.
Не складывается у Германии ни с зеленой энергетикой, ни с поддержкой Украины. И если про зеленый поворот немецкие политики сейчас стараются не вспоминать, то Киеву вместо новых миллиардов обещают гипотетическое членство в ЕС. Правда, когда случится это счастье, не говорят.