На Дальнем Востоке идет реализация нацпроекта по очистке прибрежных территорий. Со дна поднимают затонувшие корабли. Бригады рабочих трудятся и в воде, и на суше. А ускорить этот сложный процесс им помогают новые отечественные технологии.
Утилизация затонувших судов — процесс трудоемкий. Обследовать кладбище кораблей на дне бухты Нагаева в Магаданской области водолазам приходится зачастую в мутной воде, но именно от тщательной подводной разведки зависит технология подъема. У железных утопленников разные габариты — от небольших рыболовецких шхун до огромных плавбаз. Одних вытаскивают на берег с помощью лебедки, другие всплывают на поверхность под действием надувных понтонов. В обоих случаях процесс далеко не быстрый. И на то вполне объективные причины.
Юрий Шаповалов, директор Магаданского рыбного порта: «Лежат давно и практически все заилены. Это увеличивает их вес в разы. То есть, если судно может весить 300, то ила может находиться до
Магаданская область — первый из дальневосточных регионов, где началась масштабная генеральная уборка в рамках национального проекта. Чтобы обезопасить судоходство в акватории рыбного порта и заодно улучшить экологическую обстановку, необходимо извлечь 22 затонувших судна, и за три года состав этой «подводной» флотилии удалось сократить наполовину.
Впрочем, на этапе утилизации проблем не меньше, чем при подъеме. На металлолом такие объекты целиком не принимают. И распиливать корпус на фрагменты подрядчикам приходится самостоятельно.
Все эти проблемы знакомы и участникам генеральной уборки в прибрежных водах Сахалина и Курильских островов. Затонувших пароходов, в том числе с браконьерским прошлым, здесь в разы больше. И чтобы уложиться в срок, подрядчики заручились поддержкой отечественной науки.
Извлеченные на поверхность суда разрезают на части с помощью мобильного лазерного комплекса. Толстые стенки металлического корпуса, с которыми бригада газосварщиков мучилась бы дни напролет, поддаются воздействию сверхмощного луча намного быстрее. При этом расстояние от лазерной установки до объекта на утиль может достигать 300 метров. Это выручает в тех случаях, когда судно накрепко застревает на мелководье.
Уникальную лазерную установку разработали ученые Троицкого института инновационных и термоядерных исследований, который входит в госкорпорацию «Росатом». Всё оборудование помещается в двух контейнерах и может быть оперативно переброшено в любой, даже самый труднодоступный район.
Работы по очистке морских акваторий ведут в пяти дальневосточных регионах от Камчатки до Приморского края. По данным Минприроды, к 2025 году должны утилизировать более 200 старых судов. Лазерные технологии позволяют во многом упростить процесс, и широкое внедрение инноваций — вопрос госфинансирования. Дело в том, что большинство затонувших плавсредств признано бесхозными, поэтому расходы на их подъем и утилизацию несет федеральный бюджет.