Компании сталкиваются со сложностями при обязательной продаже экспортной выручки по новому механизму, запущенному в октябре.
«Ведомости» пишут о сложностях, с которыми столкнулся российский бизнес при обязательной продаже экспортной выручки по новому механизму, запущенному в октябре указом президента. Газета ссылается на источники, близкие к крупнейшим компаниям, РСПП, а также представителей высших эшелонов власти.
Как отмечает издание, сейчас правила трактуются таким образом, что экспортерам нужно по крайней мере часть таких доходов обменять на валюту за границей, затем перевести ее в российские банки и уже после этого продать за рубли на внутреннем рынке. Такой подход, с одной стороны, означает двойную конвертацию: происходит «круговорот рублей». С другой стороны, он создает дополнительные сложности для подсанкционных компаний, которые ограничены в использовании иностранной валюты.
Газета констатирует, что дело в формулировках. В постановлении правительства, которое разъясняет принципы нового механизма, говорится, что компаниям нужно продавать на валютном рынке 90% валюты, зачисленной на счета в российских банках, но не менее половины общей суммы «денежных средств, получаемых в соответствии с условиями внешнеторговых договоров». Играет ли роль валюта выручки, не уточняется. «Ведомости» отмечают, что в прошлогоднем указе формулировки были более мягкими. Тогда от российских компаний требовалось продавать 80% валюты, которую они зачисляют на счета в уполномоченных российских банках.
Представитель Минфина сообщил «Ведомостям», что новые правила действительно предполагают обмен рублей на валюту за рубежом и обратно в России.
Если по условиям контракта предусмотрена оплата в рублях, то у экспортера есть 30 дней, для того чтобы купить на вырученные рубли иностранную валюту на внешнем валютном рынке в размере не менее 50% от суммы выручки, полученной в соответствии с условиями внешнеторгового договора, зачислить ее на счет в уполномоченном банке и осуществить обязательную продажу валютной выручки в размере зачисленной на счет в уполномоченном банке иностранной валюты.
Источник газеты, близкий к РСПП, отметил, что компании хотели бы изменить интерпретацию этого положения на более лояльную, допускающую более свободное распоряжение рублевыми внешними доходами. В целом, по его словам, пока власти демонстрируют максимальную открытость и готовность к обсуждению спорных моментов.
Высокопоставленный федеральный чиновник напомнил, что компании могут урегулировать объективные сложности в исполнении правил продажи выручки с помощью правкомиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Он уточнил, что норматив на продажу внешней выручки — вне зависимости от валюты — нужен для того, чтобы компании не кредитовались под уплату налогов, сохраняя валюту на зарубежных счетах. По словам источника, если у экспортера большая часть выручки приходит в рублях, то ему нужно об этом отчитаться и разъяснить принципы ее поступления. В таком случае правкомиссия с высокой долей вероятности разрешит сохранить сложившуюся практику и не менять рубли на валюту и обратно.
Управляющий партнер АБ «Юсланд» Елена Легашова заявила газете, что по новому порядку продажи экспортной валютной выручки круг подпадающих под действие указа компаний ограничен: из него исключены сравнительно небольшие экспортеры. По ее мнению, это плюс для бизнеса в целом.
Экономист, автор