Возможность жить полноценной жизнью и получать высшее образование в Москве есть и у незрячих детей. В столичной школе-интернате №1 уже много лет существуют уникальные образовательные программы для слепых и слабовидящих. Сегодня, в Международный день слепых, артисты первого в России театра незрячих актеров, среди которых люди всех возрастов, показали одну из своих постановок.
На сцене театра «Внутреннее зрение» слушать опорные реплики просто необходимо, иначе актеры теряют нить сценария, ведь половина из них слабовидящие или незрячие. Однако это не мешает заниматься искусством. Виктория Доценко работает главным режиссером почти 10 лет и уверена, что «Внутреннее зрение» — обычный театр, но с особыми задачами.
Виктория Доценко, главный режиссер театра «Внутреннее зрение» Всероссийского общества слепых: «Чтобы они коммуницировали между собой посредством искусства, чтобы они культурно развивались, чтобы они узнавали
Так получилось у Андрея Мартынова. Бывший таксист после серьезной травмы уже 13 лет выступает на сцене и говорит, что открыл для себя новый мир.
Андрей Мартынов: «Здесь становишься более степенным и более рассудительным и понимаешь, что люди могут с тобой общаться и доверять. На сцене я реально этот персонаж. Я себя подаю не только зрителю, но и ребятам, актерам, которые со мной на сцене, и не хочется их подвести».
«Внутреннее зрение» — первый в России театр незрячих актеров. Он существует больше полувека, и за это время здесь поставили десятки спектаклей, включая «А зори здесь тихие» Васильева, «На дне» Горького и «Доходное место» Островского.
Начинающая актриса Ольга Попова еще только готовится дебютировать на сцене.
Ольга Попова, актриса театра «Внутреннее зрение»: «Мне посчастливилось, мне доверили попробовать себя в определенной роли, и мечта, наиболее реальная и которая в ближайшее время, возможно, осуществится, — выйти на сцену в этой роли, которая очень нравится, и вообще вся постановка очень нравится».
При этом Ольга не только актриса, но и зритель. Она часто ходит в столичные театры, и в этом ей помогает тифлокомментирование.
Ольга Попова: «Я считаю, что это большой прорыв в нашу сторону, в сторону слабовидящих. Это вещь, которая помогает нам чувствовать себя наравне со зрячими в театре».
«Играй так, чтобы я не видел, что заучено» — эти слова принадлежат Михаилу Щепкину, одному из основателей русской актерской школы. Но как узнать, что происходит на сцене, если действительно не видишь? Людям с ограниченными возможностями помогает аппарат, похожий на аудиогид для экскурсии, который позволяет полностью погрузиться в атмосферу театра. В комплект входит приемник и наушник. Их выдают на специальной стойке перед спектаклем.
У Веры Февральских уникальная профессия — девушка работает тифлокомментатором. Весь текст она пишет сама и во время спектакля рассказывает все до мельчайших подробностей.
Вера Феварльских, тифлокомментатор: «Мы как бы из ничего создаем текст. То есть нам не на что опереться. Мы опираемся на наш визуальный опыт, на наше восприятие, на нашу начитанность, на свою грамотную речь, на свою работу с голосом, то есть эта профессия сочетает в себе очень много навыков».
Сегодня большинство столичных театров адаптировали свои спектакли для аудитории с разными возможностями. Так, в Театре Моссовета слабовидящие зрители могут без проблем попасть на премьеру — для них всегда выделены билеты. В Театре имени Пушкина собираются расширять спектр услуг. Там планируют организовывать экскурсии для слабовидящих и увеличить количество спектаклей с тифлокомментариями для детей и подростков.
В столице для слабовидящих и незрячих людей созданы условия не только в театрах. Тифлокомментарии появляются на выставках и в кино. Эксперты говорят, что технология очень востребована.