Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель признал, что война в Газе провал западной дипломатии, вызванный недостаточными усилиями по поддержанию мира, представитель Палестины в ООН объявил, что Совет Безопасности не оправдал ожиданий человечества. А бывший премьер Израиля Эхуд Барак заявил, что у Нетаньяху остались считаные недели на завершение операции, иначе отношения с Западом тот испортит навсегда.
В Северной Газе надежды на то, что больницы могут быть укрытием от бомбежек, на этой неделе растаяли окончательно.
Даниэль Хагари, представитель Армии обороны Израиля: «ХАМАС прячется за больницами. И мы не допустим их циничного использования для укрытия террористической инфраструктуры».
Другими словами, больницы включены в список военных целей. Израильские военные требуют, чтобы больницы эвакуировались, но в условиях, когда и палаты, и коридоры забиты ранеными, а операции при свете фонариков — уже обычная практика, без массовой гибели пациентов это невыполнимо. Многие готовы покинуть больничные дворы, но это не всегда получается.
Израиль считает: соразмерно все, что отвечает его задачам. ЦАХАЛ всю неделю вел ожесточенные бои в городских кварталах Северной Газы, министр обороны назвал весь сектор «крупнейшей террористической базой в истории», один из командующих — «сердцем ужаса».
Отправиться на юг, как того потребовали израильские власти, решились не все, сама эта дорога опасна и подвергается обстрелам.
Тем не менее военная операция, по оценке израильских властей, проходит «чрезвычайно успешно». Они публикуют видео с обнаруженными тоннелями, складами боеприпасов и огневыми точками, также на кадрах — продвижение техники и солдат. Но и ХАМАС заявляет, что успешно противостоит врагу, уничтожает его живую силу, бронетехнику, и тоже обнародует материалы с вылазками из тех же тоннелей и продолжающимися пусками ракет в сторону израильских городов.
ЦАХАЛ запрещает раскрывать данные о потерях. Тех, кто об этом рассказывает, в том числе израильских журналистов, уже задерживали. Но по косвенным данным понятно, что убитых много.
Конечные цели операции Израиля, помимо уничтожения ХАМАС, пока не ясны. Премьер Биньямин Нетаньяху, с одной стороны, говорит, что задачи оккупировать Газу нет, а с другой, недвусмысленно дает понять, что собирается установить над ней военный контроль.
При этом вопросы о том, что делал или не делал сам Нетаньяху, хоть и отложены на потом, но явно будут острее, чем просто очевидные претензии к властям, не заметившим многомесячных приготовлений боевиков к атаке 7 октября. Как пишет аналитик CBS, именно Нетаньяху усилил тех, с кем сейчас так ожесточенно воюет. Еще в предыдущие свои премьерские сроки он всячески способствовал финансированию и даже просил тот же Катар помогать деньгами оппозиционным тогдашнему палестинскому руководству силам, и получил желаемое.
В 2007 году внутри самого палестинского движения произошел глубокий раскол. К власти пришел ХАМАС, который стал фактически контролировать сектор Газа. Если прежние власти старались избегать насилия и предпочитали переговоры, то для ХАМАС это было абсолютно неприемлемо. Любая нормализация с Израилем — это позор и нож в спину палестинскому народу, говорили его лидеры. Непримиримая риторика ХАМАС Нетаньяху устраивала, поскольку демонстрировала, что оппоненты недоговороспособны, а также позволяла проводить жесткую политику в отношении самих палестинцев.
К чему это привело, в Израиле теперь прекрасно понимают, поэтому, несмотря на демонстрацию сплоченности общества в разгар войны, на этой неделе прошли и первые протестные акции с требованием отставки премьера. Полиция эти митинги разгоняла, но упреки властям звучали и там, где полицейские не посмели бы применить силу, — на акциях родственников тех, кого ХАМАС взял в плен или убил 7 октября.
Палестинцы взывают о помощи ко всему миру, в первую очередь арабскому, но в большинстве ближневосточных государств пока готовы явно только к моральной поддержке. Здесь проходят многочисленные и шумные митинги и акции.
На реальные боевые действия решились йеменские хуситы, которые обстреливают Израиль ракетами и на этой неделе достали даже до Эйлата, и «Хезболла», которая продолжает обмен ударами с ЦАХАЛ на ливанской границе.
На внутренних противоречиях арабского мира традиционно играли и США, много лет выступавшие в роли главного ближневосточного регулятора. Но минувшие дни показали, что по крайней мере в одном Восток на этот раз оказался единодушен: госсекретарь Энтони Блинкен, объехавший за последний месяц все ключевые столицы, везде получил более чем холодный прием.
Все выпуски программы «Итоги недели»