Новые экспонаты попадают в музеи разными путями: случайно находятся в антикварных магазинах, всплывают при генеральной уборке дома или буквально лежат под ногами. Часто история приобретения предметов становится так же интересна, как и сама вещь.
Собрать глиняную головоломку из десятков осколков — задача не из легких, но Василиса Комарова справляется. За семь лет археолог восстановила сотни многовековых сосудов. Так и не скажешь, что в детстве она «терпеть не могла» пазлы. Василиса занимается камеральной обработкой, то есть в ее ведении предмет находится с момента обнаружения и до момента отправки в музейный фонд.
Василиса Комарова: «Самое приятное, когда керамический развал в конченом счете превращается в сосуд, собирается целиком или почти целиком».
Путь к экспозиции музея не всегда лежит через археологические раскопки. В Коломенском открылась выставка, на которой можно не только познакомиться с шедеврами коллекции, но и узнать, как они в нее попали.
Ольга Полякова, главный хранитель
Очень часто будущие экспонаты попадают в музей через дарителей. Люди несут самые разные предметы: картины, украшения, наряды и даже кирпичи.
Елизавета Ненашева, эксперт отдела подземных исследований Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «Кирпичи отличаются по тесту. Это можно видеть по цвету, по форме. То есть они разные, из разных сооружений. Чаще всего кирпичи мы находим при раскопках на улицах, когда меняют плитку или коммуникации».
Елизавета давно подумывала собирать клейменые кирпичи, но все
Елизавета Ненашева: «Большинство кирпичных заводов ставили свои клейма на каждом
Иногда, понимая историческую ценность той или иной вещи, люди расстаются с самым ценным. Сергей Полилов передал музею документы, фронтовые письма и фотографии
Сергей Полилов, внук фронтовика Константина Полилова: «Большая часть — это письма деда моего, который ушел из Коломенского добровольцем на фронт в 1941 году, в первые же дни войны, и в
Узнать больше об истории героя можно на сайте музея. Все документы оцифрованы и доступны в хорошем качестве.
Нередко история предмета интереснее самого экспоната. Зачастую, чтобы ее узнать, не нужно быть ученым — всю исследовательскую работу уже провели специалисты, а обычным гражданам остается только дойти до музея.