Всемирный банк подсчитал, что число климатических (или экологических) мигрантов в ближайшие годы превысит 200 миллионов человек. Это как взять все население России и часть ближнего зарубежья и куда-то его переселить. Чиновники Евросоюза уже обсуждают, сможет ли человек, который стал вынужденным переселенцем из-за невыносимой жары, претендовать на получение статуса беженца. Самим жителям стран ЕС наступающее адское пекло не сулит ничего хорошего: райские уголки Средиземноморья превратятся в растрескавшуюся от зноя пустыню.
Возможно, вы никогда не слышали о Слоуджамастане, однако такая страна существует и находится она не
Слоуджамастан — диктатура, однако предложение захватить соседний город вынесли на голосование. По этому вопросу состоялся референдум, и миролюбивые жители страны не захотели его захватывать. Паспорт нового государства уже получили несколько тысяч американцев, которых не устраивает политический климат в США.
Гленн Палмер, гражданин Слоуджамастана: «Когда ты находишься здесь, то чувствуешь эту великолепную энергию пустыни, энергию ветра, песка и Солнца».
Но именно эта энергия совсем не в шутку, а всерьез вынуждает людей покидать свои дома и менять гражданство. Кажется, этот образ у большинства возникает в детстве. Домик на берегу океана — как идеальное место для жизни. Кто не мечтал однажды поселиться на тропическом острове и каждый вечер любоваться закатом? Но теперь этот образ стремительно рушится
Дженна Джонсон, пострадавшая от лесного пожара (США): «Дорога горела с двух сторон. Это был чистый хаос, все пытались выбраться из этой ловушки».
Дженна Джонсон с ужасом вспоминает, как стена пламени преследовала ее машину. От их дома осталось лишь несколько фото. Площадка для игр, панорамное окно, вид на живописную долину. Оттуда и пришел дикий огонь, уничтоживший их Рай за пару часов.
Дженна Джонсон: «Я пыталась успокоить свою дочь, говоря, что все будет хорошо, что рядом есть река, в самом худшем случае мы просто въедем в реку. Пепел падал на нашу машину, как дождь».
Трэвис и Ева тоже планировали растить детей в Калифорнии, но устали каждое лето задыхаться от дыма. Они переехали в соседний штат Невада, но тут тоже начались пожары, а температура ставит рекорды.
Трэвис Лив, климатический мигрант (США): «Это здорово, когда весь год солнечно. Но через
Теперь они мечтают переехать туда, где погода не так жестока к человеку. Но куда? Американские ученые составили карту природных рисков. И если исключить регионы, где
Майкл Манн, климатолог (США): «Нам придется конкурировать за то, чтобы жить в безопасном и комфортном месте, а их будет все меньше на планете».
Чаще всего климатические мигранты выбирают город Дулут в Миннесоте. Его даже прозвали восточным
Джейми Александер, климатический мигрант (США): «Да, я — климатический мигрант. Это тяжело признавать, потому что это означает, что мы сдались в попытках спасти Калифорнию».
Роберт Маклеман, профессор факультета географии и экологических исследований Университета Уилфрида Лорье (Канада): «Климатические мигранты обычно переезжают в другие регионы своей страны, но часть людей пытаются уехать за границу. Жители Латинской Америки стремятся в США. Люди из Центральной Африки переселяются на север, к Средиземному морю».
По оценкам профессора экологии Роберта Маклемана, в прошлом году 32 миллиона человек переехали
В России климат станет мягче, появится больше земли для сельского хозяйства, заработает в полную силу Северный морской путь. Согласно прогнозам, и у нас
Роберт Маклеман: «Пакистан, Индия, Бангладеш. Температура там доходит до 50 градусов. Но даже в Канаде некоторые переезжают
Река климатических беженцев потянется из Азии в Россию, а сегодня она течет из Гондураса прямиком к американской границе. Все эти люди раньше работали на фермах, выращивали кукурузу и сою. Теперь поля сожжены солнцем и бесплодны.
Педро Кастилья, климатический мигрант (Гондурас): «Я не верю, что есть место лучше родного дома. Когда ты сталкиваешься с реальным голодом, когда твоим детям нечего есть, ты собираешь волю в кулак и говоришь: я уезжаю».
Кирибати — островное государство в Тихом океане, которое первым будет уничтожено глобальным потеплением к концу века.
Джин Тарака, жительница Кирибати: «Мне очень грустно наблюдать, как наши острова становятся все меньше».
Бин Катоа, житель Кирибати: «Этот дом разрушится следующим. Его владелец уже переехал с острова в другую деревню».
Жители Кирибати рассчитывают, что страны — виновники глобального потепления, которые и превратили их дом в остров невезения, помогут. Но оправданны ли эти надежды?
Кажется, что в британском городке Фейрборне на побережье Ирландского моря застыла сама история, но нет — скоро все это уничтожит стихия.
Эми Томас, жительница Фэйрборна (Великобритания): «Вода просто лилась по переулку, как река. Волны были настолько большими, что поднялась линия горизонта».
Крыши домов расположены на уровне моря, которое с каждым годом все полноводнее. В британском правительстве подсчитали, что пытаться спасти Фейрборн слишком дорого и вообще невозможно.
Майк Трассел, житель Фэйрборна (Великобритания): «Чиновники дали нам ясно понять, что не будет никакой компенсации за снос наших домов. Они даже хотят заставить нас заплатить за снос. И никто не отвечает на вопрос, где мы тогда будем жить».
Фейрборн уйдет под воду в следующие 30 лет. Местным жителям уже сейчас приходится выбирать себе судьбу климатического мигранта, чтобы не стать в итоге климатическим беженцем.
Все выпуски программы «Центральное телевидение».