Калининградский областной суд приступил к рассмотрению иска прокуратуры о признании преступлениями против человечности и геноцидом народа СССР преступлений нацистов в годы Великой Отечественной войны на территории современной Калининградской области.
Это заседание в Калининграде — не первый процесс в российском суде, касающийся преступлений нацистов в годы войны. Но у него есть существенное отличие от остальных дел о геноциде советских граждан. В других регионах, где эти факты уже установлены, за преступлениями стояли люди в погонах: служащие вермахта, СС, штурмовых отрядов — участники вторжения в СССР. В Восточной Пруссии, треть которой — это нынешняя Калининградская область, пытали, истязали и убивали советских узников еще обычные гражданские люди.
Евгений Процевский, заместитель прокурора Калининградской области: «По результатам нашей проверки установлено, что на территории нынешней Калининградской области было 56 различных лагерей. Через них прошло около 670 тысяч советских граждан, 114 тысяч были уничтожены».
На местном интернациональном кладбище похоронены узники крупнейшего на территории Восточной Пруссии лагеря военнопленных Шталаг 1А — Штаблак. Французов, бельгийцев, итальянцев, поляков немцы хоронили в индивидуальных могилах и устанавливали кресты. А к советским военнопленным отношение было иное: их хоронили в общих могилах, при этом не вели никакой документации. Поэтому личности красноармейцев устанавливаются до сих пор. Сейчас известно примерно о трех тысячах советских солдат, хотя всего на кладбище покоится около 5 тысяч человек. То есть две трети умерших пленников были красноармейцами. Исследователи уверяют: вовсе не потому, что к 1945 году в Штаблаке их было больше остальных. Просто их больше били, вообще не лечили и почти не кормили.
Десятки тысяч советских людей вызволили из концентрационных и трудовых лагерей красноармейцы. Невольники с востока (остарбайтеры) трудились на заводах и верфях Кёнигсберга, на фермах и в усадьбах. Состоятельные жители Восточной Пруссии покупали себе советских рабов, заклейменных обязательным знаком «ост» на одежде. При этом германские власти издавали специальные памятки для их «нанимателей». Инструктировали не приучать остарбайтеров к хорошему: много, а лучше вообще не платить, хорошо ни в коем случае не кормить и особо не лечить. Касалось это даже детей и подростков, которых тоже принуждали к тяжелому труду, например на торфозаготовках. Простых немцев приучали не относиться к советским невольникам как к людям. Это фундамент геноцида, считают исследователи.