На станции метро «Новокузнецкая» полным ходом идут реставрационные работы. В порядок приводят барельефы, посвященные Великой Отечественной войне. Станция была открыта в разгар войны в 1943 году. Эпизоды сражений с участием бойцов Красной армии украшают перронный зал. Однако с течением времени многие элементы были разрушены, а несколько гипсовых фигур и вовсе исчезли без следа.
Город засыпает, и просыпаются ремонтные бригады Московского метрополитена. Работы в столичной подземке не случайно проводят именно в темное время суток. Благодаря такому подходу горожане могут строить планы и не бояться, что их нарушит внезапное закрытие той или иной станции.
«Новокузнецкая» — объект культурного наследия. Станция построена в 1943 году и все ее оформление посвящено достижениям советского человека. Автор красочных панно Владимир Фролов работал над мозаиками в условиях блокадного Ленинграда и всего через несколько дней после их завершения умер от истощения. Будто бы в противовес ярким сюжетам вдоль платформы под сводами станции лежат два монохромных барельефа, на которых изображены сцены подвигов советских солдат. Этот скульптурный фриз как бы подчеркивает, какой ценой нам досталось мирное небо над головой.
Реставраторам понадобилось несколько месяцев, чтобы вернуть композиции первоначальную форму, которую задумывали скульпторы Саул Рабинович и Николай Штамм. За 70 лет многие фрагменты архитектурного фриза были утеряны. Как отмечают специалисты, не только время не пощадило композицию. Перед тем как приступить к восстановлению барельефа, его пришлось очистить от старой краски.
Игорь Данилов, прораб группы по работе с объектами культурного наследия Московского метрополитена: «Это было около
Лия Севостьянова, реставратор декоративных штукаторок и лепных изделий:
Работать скальпелем с хирургической точностью реставраторам помогают архивные чертежи. Рассматривая сюжет барельефов, можно увидеть, как менялась история.
Реставрация уже находится на завершающем этапе. Все работы ведутся под надзором департамента культурного наследия. Пассажиры оценили скрупулезный подход — они считают подземку одной из основных достопримечательностей столицы.
В следующем году поезда на Замоскворецкой линии начнут менять на самые современные составы. Москва становится комфортнее каждый день. Все меняется, кроме истории, каждую деталь которой город старается сохранить.