От поморской рукописи до могильной доски. Две сотни предметов и все основные виды искусства, связанные с Выгорецкой обителью, представили в манеже Малого Эрмитажа.
До конца
Анна Иванникова, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: «Когда Россия стала империей, у нас постепенно в храмах всё больше стали появляться картины на религиозные сюжеты. Вот эти границы между древним святым образом и религиозной живописью, пониманием древнего образа, оказались постепенно стерты. Именно старообрядцы сохранили древние иконописные основы, технику, иконографию, сюжеты и в целом облик этих произведений».
Эрмитаж сохранил и отреставрировал к выставке несколько десятков икон. Ученые отмечают их суровый облик, лаконичность и простоту образов. На наиболее ранних произведениях лики ярко выбелены, а одежда покрыта золотыми штрихами, символизирующими божественный свет. Часто такие росписи складываются в определенный орнамент, характерный мастерам определенных центров. Выговские иконописцы были изысканы в композиции и аккуратны с цветом, выбирая охру, а не яркий бирюзовый. Резные, деревянные святыни тоже не лишали живописи.
Игорь Пермяков, заведующий лабораторией научной реставрации темперной живописи государственного Эрмитажа: «При удалении поверхностных наслоений было обнаружено, что кроме того, что это первоклассная резьба, она была прописана темперными красками, как обыкновенная икона. Это первоклассный
Реставраторам удалось вернуть почти исчезнувший образ на стекле. Краска превратилась в пыль, но мастера нашли способ закрепить ее на основе. Эрмитаж может похвастаться редкими, ранними трехстворчатыми и четырехстворчатыми складнями, а также поморскими рукописями, где составители доказывают истинность старой веры.
Копии архивных фотографий позволяют в воображении переносить эти экспонаты в то время, когда обитель еще существовала. Ее уничтожили в седине XIX века. Сегодня на той земле вырос лес, неизменной осталась лишь река.