Самолет президента США должен приземлиться в Израиле через несколько часов. У Байдена запланирован визит в Тель-Авив , затем он собирался ехать на саммит в Иорданию. Из-за трагедии в Газе встречу отменили. Но Белый дом уже анонсировал «жесткие вопросы» Нетаньяху. Сам американский президент сейчас оказался даже не между двух огней − на него ополчились буквально все. Его критикуют и республиканцы, и противники на грядущих выборах, и даже сопартийцы.
Неожиданный визит президента США на Ближний Восток — это попытка Вашингтона сохранить свое реноме как главного посредника в регионе. Задача у Байдена сложная. С одной стороны, Белый дом заявляет о непоколебимой поддержке Израиля и его силовых действий, а с другой, требует от того же Израиля не забывать о гуманитарном аспекте конфликта, то есть о мирном населении Палестины, которое сейчас страдает больше всего.
Джон Кирби, координатор по стратегическим коммуникация в совета национальной безопасности Белого дома: «Первая задача — это узнать от наших израильских коллег об их планах, их намерениях, о том, что происходит на земле, и вновь высказать слова поддержки силам обороны Израиля и их возможности проводить операции против ХАМАС. А второе — это гуманитарные вопросы. И он будет серьезно об этом говорить не только в Израиле, но и после, когда полетит в Амман, в Иорданию. Все, чтобы убедиться, что гуманитарная помощь может поступать в сектор, а те, кто хочет уехать оттуда, могли бы это сделать».
Осуществить обе эти цели одновременно и так было сложно. Еще накануне поступали свидетельства ударов израильской авиации по южной части сектора Газа, как раз куда предлагалось уходить беженцам, а теперь, после атаки больницы в Газе, вообще непонятно, как Байдену удастся поддержать действия Израиля и в то же время говорить о гуманитарных мерах.
Помощь мирному населению Газы планировали обсудить отдельно, на саммите в Иордании, но когда стало известно предварительное число жертв удара по больнице, президент Палестинской автономии Махмуд Аббас в знак протеста отказался от встречи с Байденом. А затем король Иордании и президент Египта поспешили заявить, что саммит не состоится. В итоге глава Белого дома в Иорданию не полетит, а посетит лишь Израиль.
Байден не стал никого обвинять в ракетном ударе, отметив, что Соединённые Штаты продолжают собирать необходимую информацию о нем. Но многим и так все понятно. Конгрессвумен от демократической партии Рашида Тлаиб написала в соцсетях: «Израиль только что разбомбил больницу, убив 500 палестинцев просто так. Байден, вот что происходит, когда ты отказываешься требовать перемирие и деэскалацию. Твой подход войны и разрушений открыл глаза мне, многим американцам палестинского происхождения и многим мусульманам, таким, как я. Мы запомним твою позицию».
Прилетает Байдену и из другого крыла. За нерешительность по освобождению заложников. «Невинные американцы и израильтяне удерживаются в заложниках боевиками ХАМАС, а Байден больше сфокусирован на отправке гуманитарной помощи в Газу, которой будут распоряжаться террористы. Байден должен работать с Израилем, чтобы освободить всех заложников, а не осыпать ХАМАС деньгами», — написал в соцсетях губернатор Флориды Рон Десантис, один из кандидатов в президенты США от республиканцев.
Впрочем, за решительность Байдену тоже достается. Едва стало известно, что США перебрасывают в Средиземное море две авианосные группы и больше двух тысяч морпехов готовы отправиться в регион, конгрессвумен Марджори Тэйлор Грин, тоже республиканка, обвинила президента США в безразличии к внутриамериканским проблемам.
Марджори Тэйлор Грин, член Палаты представителей Конгресса США: «Я полностью поддерживаю Израиль в праве защищать себя, они прекрасно умеют это делать, но я не поддерживаю отправку им наших американских солдат. Наша армия должна защищать безопасность наших собственных границ от вторжения. Америке угрожают ежедневно на наших границах. Америка не должна ввязываться в еще одну войну на Ближнем Востоке и должна прекратить финансировать войну на Украине!»
Если республиканцы в основном поддерживают помощь Израилю, то в отношении Украины у них есть большие разногласия. И наоборот, среди демократов поддержка Украины — единодушна, зато про помощь Израилю идут споры. Белый дом предложил объединить поддержку, он хочет попросить Конгресс выделить 100 миллиардов долларов дополнительно на Израиль, Украину, еще и помощь Тайваню и заодно на охрану собственных границ, чтобы порадовать всех недовольных, однако главное препятствие решить не удается. Палата представителей Конгресса все никак не может выбрать себе спикера, а без него вообще никакой законопроект принять невозможно.
Николь Маллиотакис, член Палаты представителей от республиканской партии: «Я думаю, что наконец пришло время собраться вместе и решить этот вопрос. Одному из наших важнейших союзников требуется помощь. Через несколько недель закончится государственное финансирование, нам нужно защитить нашу границу, нам нужно поторопить Сенат».
Сенат тем временем сам поторопился. Там решили принять пакет помощи Израилю, не дожидаясь нижней палаты. С надеждой, что
Чак Шумер, лидер демократического большинства в Сенате Конгресса США: «Мы не можем ждать Палату представителей. Кто знает, что там произойдет? Сенат будет первым. И я надеюсь, что если Сенат сможет действовать быстро и принять пакет помощи при сильной двухпартийной поддержке, мы сможем заставить палату действовать, несмотря на нынешнюю трясину, в которой мы оказались».
Интересно, что о помощи Украине Чак Шумер не сказал ни слова. То есть сенаторы, получается,
Джанет Йеллен, министр финансов США: «Я в этом абсолютно уверена. США точно могут себе позволить поддерживать Израиль и обеспечивать военные нужды израильтян. Но мы также можем и должны поддерживать Украину в ее борьбе против России. Американская экономика отлично справляется».
Байден накануне визита в Израиль тоже подтвердил, что у США достаточно сил.
Джо Байден, президент США: «Мы же Соединённые Штаты Америки. Мы самая сильная страна в мировой истории, в мировой истории! Мы можем справиться с обоими конфликтами и при этом поддерживать международную безопасность».
Пока, правда, несмотря на все силы, у гаранта безопасности с безопасностью не очень получается. Несмотря на десятилетия дипломатических усилий Вашингтона,