Сегодня в Китае открывается форум международного сотрудничества «Один пояс один путь». Об участии в нем заявили несколько тысяч человек из более чем 140 стран, включая глав государств. Главный гость Владимир Путин. Глава государства уже прибыл в Пекин. В аэропорту его встречала китайская делегация. У президента двухдневная программа: помимо участия в форуме, запланирован ряд встреч, одна из которых с председателем КНР Си Цзиньпином.
Нынешний форум — третий по счету, обсудить и осмыслить надо многое. В прошлый раз собирались в 2019 году, а с тех пор мир пережил пандемию, погрузился в торговые и санкционные войны, былые лидеры подрастеряли влияние и блеск, зато наметились новые точки роста.
В Китае говорят: «Хочешь стать богатым — построй дорогу». 10 лет назад председатель Си Цзиньпин выдвинул инициативу «Один пояс — один путь» как своего рода реинкарнацию древнего Шелкового пути из Китая в Европу. Предполагалось, что Пекин поможет соседям построить новые дороги и логистические центры. Выгода обоюдная, Китаю будет проще продвигать свои товары по миру, а его партнеры получат модернизированные порты, железнодорожные ветки, скоростные шоссе.
Кирилл Бабаев, директор Института Китая и современной Азии РАН: «Китай готов инвестировать довольно большие деньги, что очень привлекает государства, особенно малые, развивающиеся страны. И создание торговых путей, железнодорожных маршрутов — это на пользу любой стране. Для России важно развитие Северного морского пути, который сокращает затраты на перевозку товаров на Дальний Восток и обратно».
За эти годы за счет китайского финансирования инфраструктурных проектов неплохо «поднялись» Индонезия, Казахстан и некоторые европейские страны, подключившиеся к морским перевозкам товаров из Поднебесной. Россия может зарабатывать немалые деньги только за счет транзита. Однако Москва, в целом поддерживая китайскую инициативу, не спешила слишком крепко связать себя с этим самым поясом, участвуя в проектах, которые отвечали интересами в первую самой России, а во вторую — партнерам по ЕврАзЭС.
Алексей Маслов, директор института стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова: «Здесь есть одна особенность. Многие страны, сотрудничая с Китаем, постепенно подпадают в зависимость от использования легких денег. Это, естественно, не российский путь. Нам не нужно просто использовать свою территорию только для достави товаров в Европу. У нас развиваются своя промышленность, своя экономика. Но если мы увидим, что российские товары пойдут в Китай, что вырастет связанность наших территорий, тогда Россия увеличит свое участие».
Но сейчас в силу быстрого разворота на Восток в отношениях Москвы и Пекина изменилось многое. Вполне вероятно, что китайское финансирование будет привлечено для завершения магистрали
У Владимира Путина и Си Цзиньпина запланированы обстоятельные переговоры. Для справки: лидеров Германии и Франции на форум не пригласили, хотя на прошлой встрече четыре года назад делегации из этих стран присутствовали. Запад разворачивает масштабную кампанию по дискредитации китайской инициативы. Чаще всего пугают мир коварством Пекина. Якобы там подсаживают партнеров на кредитный крючок. Сегодня раздают, а завтра отберут. Владимир Путин накануне визита в Китай заявил: «Мы не видим желания