Судя по предварительным итогам выборов в Польше, правящая партия «Право и справедливость» теряет шанс остаться у власти на новый срок. Оппозиционные объединения (если брать каждое в отдельности) получили меньше голосов, чем партия Качиньского. Но они готовы образовать коалицию, что гарантирует им большинство в Сейме. А вот с партией Ярослава Качиньского никто из участников выборов заключать союз не пожелал. Без союзников она явно не набирает достаточно мест в парламенте, чтобы получить возможность сформировать правительство.
В первые мгновения после обнародования результатов
Пресса характеризует происходящее как агонию Качиньского и его политического проекта, несмотря на то, что официальные итоги последуют лишь во вторник. Впрочем, данные национальной избирательной комиссии Польши пока во всяком случае сюрпризов для «Права и справедливости» не обещают. Партия Качиньского лидирует, в спину ей дышит Туск со своей гражданской коалицией, тройку лидеров замыкает «Третий путь».
Распределение мест в парламенте в теории выглядит следующим образом: «Право и справедливость» получает 198 мест, чего для формирования правительство отчаянно мало, «Гражданская коалиция» — 161 мандат, «Третий путь» — 57, «Новые левые» — 30 и «Конфедерация» — 14. У предполагаемого оппозиционного союза — 262 мандата, а для создания нового кабмина нужно 231. Большинство, по мнению Туска, позволит блокировать законодательные инициативы «Права и справедливости».
«Марш миллиона сердец», который удалось собрать Туску перед выборами, наглядно продемонстрировал усталость Польши от националистического и консервативного курса «Права и справедливости». Грустная экономическая ситуация, рост инфляции, запрет на аборты даже по причине патологии плода — в списке претензий поляков к Качиньскому.
The New York Times дает, пожалуй, самую емкую характеристику политического процесса в Польше. Самые значительные за последние десятилетия выборы, пишет американское издание, рассматриваются как выбор между защитой суверенитета страны и либеральными ценностями.
Очевиден и другой тренд — страны Евросоюза меняют правительства, не справляющиеся с социальными обязательствами. В июне новый правоцентристский кабмин обрела Греция. Премьер Мицотакис выступил против финансирования Украины в ущерб европейцам. В октябре новое правительство сформировалось в Словакии и также обозначило приоритеты: сначала свои граждане. И риторика Братиславы жестче Афинской — здесь об антиукраинской позиции говорят прямо.
Чувствуя запрос избирателей, правящая партия Польши «Право и справедливость» в виду приближения выборов тоже взялась указывать Киеву на его место, вопреки политике Брюсселя. Варшава ввела эмбарго на ввоз украинской сельхозпродукции, дешевизна которого могла угрожала польским фермерам, и предупредила, что вообще воспрепятствует вступлению Украины в ЕС. Риторика стала особенно жесткой после выступления Зеленского в ООН, во время которого он оскорбил поляков подозрением в сотрудничестве с Москвой.
Если оппозиционным партиям Польши все же удастся одержать победу и сформировать новое коалиционное правительство, то консенсус в стране просматривается только один — противостояние России. Смены взглядов на Украину ждать не стоит — Дональд Туск — сторонник максимального сближения с ЕС и будет строго следовать в фарватере Брюсселя.