Жители Газы в прямом смысле оказались меж двух огней. С неба Израиль обрушил на них литой свинец. В то же время из-под земли прямо среди жилых домов вырываются клубы дыма и пламя это от авиаударов детонируют ракеты ХАМАС в подземных хранилищах.
Движение ХАМАС в 1987 году образовал шейх Ахмед Ясин, с детства прикованный к инвалидному креслу. Организация занималась главным образом благотворительностью — строительством школ, детских садов и больниц. Эти гуманитарные цели широко приветствовались и финансировались Израилем, правительство которого видело главного врага в «Организации освобождения Палестины» и партии ФАТХ, возглавляемой Ясером Арафатом. ХАМАС же, напротив, выглядел как противовес «арафатовским» боевикам.
Но уже к концу
Майкл Беренбаум, профессор, писатель, заместитель директора президентской комиссии в администрации Джимми Картера: «Бывший министр иностранных дел Израиля Абба Эвен однажды сказал, к сожалению, пророческие слова: „Палестинцы никогда не упускали возможности упустить возможность“…Уже 30 лет палестинцы могли бы жить в Палестинском государстве, но все эти годы радикалы с обеих сторон — не только палестинские, но и еврейские радикалы — пытаются сорвать любые возможные мирные переговоры».
Теперь наследники Ясера Арафата и движения ФАТХ считаются умеренной силой, а боевики ХАМАС контролируют сектор Газа — небольшую полоску земли длиной в 40 км и шириной от 6 до 16 километров, с одной стороны окруженную Средиземным морем, с другой — непреодолимой, как еще недавно казалось, стеной. В 2007 году в ответ на приход к власти в секторе Газа ХАМАС Израиль объявил о блокаде палестинского анклава.
Электричество в Газу поступает из Израиля и отключается тоже Израилем. У почти миллиона жителей здесь нет работы, а перемещение из Газы в Израиль и обратно сократилось с полумиллиона человек до 10 тысяч. Не хватает больниц, лекарств. Для обращения за медпомощью в Израиль, нужно специальное разрешение. В прошлом году Иерусалим удовлетворил только 60 процентов таких запросов. Остальные 40 порой не успевают дождаться этой квоты.
Египет тоже отгородился от Газы стеной, а единственный пропускной пункт на этой неделе был разрушен. Два миллиона человек оказались заперты в кипящем котле.
Майкл Беренбаум: «Я думаю, что ответные меры Израиля не решат
На протяжении веков Ближний Восток был кипящем котлом бурлящих и неразрешимых противоречий. Здесь чаще, чем где бы то ни было, переписывались страницы истории и менялись линии границ на картах мира. Самого Израиля несколько десятков лет назад на местных картах попросту не было, и именно эту цель — вернуть карту, на которой не было границ Израиля, ставят перед собой идеологи ХАМАС.
Все выпуски программы «Центральное телевидение»