Последний раз иракский борт номер один в небе над Москвой качал серебряным крылом 19 лет назад, когда российскую столицу посещал лидер временного правительства. Потом были встречи Владимира Путина с иракским руководством в Петербурге, на полях Генассамблеи в Нью-Йорке. Сегодня с официальным визитом в Россию прибыл Мухаммед ас-Судани, который пост премьера занимает всего год.
В Москве иракского гостя встречали почетный караул, оркестр, исполнивший гимны двух стран, а также спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД Михаил Богданов и посол России в Ираке Эльбрус Кутрашев. Этот визит был согласован сильно заранее, министр иностранных дел Сергей Лавров, посещал Багдад еще в феврале. Тем не менее, переговоры в Кремле проходят на фоне событий, которые подчеркивают своевременность активизации взаимодействия двух стран. Резкое обострение ситуации на Ближнем Востоке стало одной из тем обсуждения лидеров России и Ирака.
Владимир Путин, президент РФ: «Я думаю, что многие согласятся со мной в том, что это яркий пример провала политики Соединенных Штатов на Ближнем Востоке, которые пытались монополизировать урегулирование, но, к сожалению, не были озабочены поиском компромиссов, приемлемых для обеих сторон, а наоборот — выдвигая свои собственные представления о том, как это должно быть сделано, оказывали давление на обе стороны. Именно на обе, то на одну, то на другую. Но каждый раз без учета коренных интересов палестинского народа, имея в виду, прежде всего, необходимость реализации решения Совбеза ООН о создании независимого, суверенного палестинского государства».
О коренных интересах народа, которые цинично попираются Мухаммед ас-Судани знает не понаслышке. Последняя война, развязанная США против Ирака в 2003, на два десятилетия ввергла страну в хаос. Голод, разруха, гражданские войны. А как все начиналось, помнит весь мир. Госсекретарь Пауэлл показал на Совбезе ООН пробирку с неизвестным белым веществом, утверждая, что это оружие массового уничтожения, которое производит Ирак. Незадолго до своей кончины Колин Пауэлл признал, что все это было ложью, но слов из песни не выкинешь. Цветущая страна была приговорена. Страдания мирных жителей в новом ближневосточном конфликте стали еще одной из тем переговоров в Кремле.
Владимир Путин: «Я знаю и вашу позицию, уважаемый господин премьер-министр, и наша позиция заключается в том, что ущерб гражданскому населению должен быть минимизирован и сведен к нулю, причем мы призываем к этому все конфликтующие стороны».
Премьер-министр уточнил свою позицию по ближневосточному урегулированию, указав на причины кризиса со своей иракской точки зрения. Стоит учесть, что большинство в этой стране составляют шииты, то есть направление ислама, чьи представители болеют за Палестину.
Мухаммед ас-Судани, премьер-министр Ирака: «Это естественный результат того, что Израиль продолжал совершать нарушения в отношение прав палестинцев. Международное сообщество молчало и не смогло выполнить свои обязательства в рамках международнопризнанных резолюций. Мы сейчас наблюдаем очередную интифаду, восстание палестинцев с требованием прекратить эти нарушения их прав».
В следующем году России и Ирак отмечают 80-летие установления дипломатических отношений. И этот визит Судани изначально был посвящен экономическому сотрудничеству двух стран. Тем более, что Багдад, пусть робко, но изучает возможность уйти с орбиты Вашингтона. Путь этот неблизкий, в Ираке до сих пор находится 2,5 тыс. американских военных, но симпатий, с учетом прошлого, у коренного населения они не вызывают. Хотя это уже и не оккупация. Контингент размещен по просьбе правительства. Оно же при этом пытается оживить старые связи.
Мухаммед ас-Судани: «Россия — дружественная страна, с которой мы связаны глубокими отношениями, историческими отношениями. Я хотел бы вновь поблагодарить Россию за поддержку во время борьбы с терроризмом, войны против терроризма, за то, что предоставляли нам оружие, чтобы мы смогли противостоять вооруженным бандформированиям террористов».
К лету 2014-го треть Ирака была оккупирована ИГИЛ (организация признана террористической и запрещена в РФ). Преимущество в борьбе с террористами официальные власти получили, после того как Россия наладила поставки вооружения. Если до 2017 года доля русского оружия в Ираке составляла около 20%, то к 2022-му половина вооружения там была российского производства.
Владимир Путин: «В прежние десятилетия наша страна очень многое сделала для строительства отношений с Ираком, причем в самых разных областях, прежде всего, конечно, в экономике. Сегодня работает межправкомиссия. Объем товарооборота в прошлом году увеличился на 43%, но, к сожалению, в этом году он снизился».
Экономические показатели — язык, которым иракский премьер владеет лучше многих, благодаря чему в октябре прошлого года и занял государственный пост. Заслуги 53-летнего чиновника в сельском хозяйстве на губернаторском поприще превозносит иракская пресса. А в народе он пользуется славой человека, у которого аккуратно подстрижены усы и который ни разу не был замешан ни в одном коррупционном скандале.