Матери с двумя детьми из Ярославля по региональной программе господдержки выделили участок на болоте. При этом женщине никто не запрещает отказаться от такого подарка, но чиновники намекнули, что в этом случае на новую помощь она может не рассчитывать.
Евгении Трюковой из мэрии радостную новость сначала сообщили по телефону, а потом еще и по почте уведомили о том, какое счастье на нее свалилось: в рамках льготной региональной программы в собственность ей прямо в черте города Ярославля выделяют земельный участок. Женщина тут же представила дом, какой всегда и хотела, и баню, но в самом конце того уведомления были и такие слова: в случае отказа вам будет присвоен новый порядковый номер в конце очереди.
Евгения Трюкова: «На данной программе я могу стоять до 39 лет. Мне 36. То если меня поставят в конец очереди, получить эту землю еще раз, может быть, такого шанса мне даже и не представится. Поэтому я подписала все бумаги и стала собственником данного участка».
Когда Евгения подписывала документы, доступ на участок был закрыт незаконными заборами и гаражами.
Евгения Трюкова: «Но примерно знала, что вот дом, а на против мой участок. То есть где то там. То есть я понимала, что
Ну, не могут же чиновники обмануть, решила Евгения и положилась на их честность и компетентность. Впервые сюда она попала только спустя год, когда все незаконные заборы и гаражи
Евгения Трюкова: «Вы видите, везде здесь вода, везде. Болотистое место. То есть нет здесь
Кроме того, что вода, здесь еще и трясина. Нога уходит почти по колено, потом выше, и это не предел. Прежде чем выдавать в собственность землю, как и переводить ее в категорию ИЖС под индивидуальное жилищное строительство, мэрия была обязана все проверить. Приватизировать земли водных объектов в России запрещает Водный кодекс.
Елена Ермолова, первый заместитель комитета по управлению муниципальным имуществом города Ярославля: «По нашим документам это канава, хозяйственная канава. То есть у нас нет статуса водного объекта как такового. У нас не проведены гидрологические изыскания. У нас и средства ограничены в этой части, и полномочия».
Деньги на гидрологические изыскания мама с двумя детьми нашла самостоятельно и фактически выполнила за сотрудников мэрии часть их работы. Гидрологи без труда установили, что эта вода — болота, которые есть на всех топографических картах, и Торговский ручей. А это значит, что здесь и водоохранная зона — 50 метров, и береговая полоса, где запрещено любое строительство. Согласно закону, границы этих зон отсчитывают от уреза, то есть края воды. Но она на всем участке.
Евгения Трюкова: «В итоге через полтора месяца мне был дан ответ в письменном виде, где написано: вы своим правом воспользовались, вам дали бесплатно землю, все, больше ничего от нас не ждите».
Свободной и пригодной земли в черте Ярославля практически не осталось. Чтобы такие же казусы, как с Евгенией Трюковой, не повторялись, мэрия уже не раз просила региональные власти исключить город из льготной программы.
Евгения Трюкова: «Этот Торговский ручей идет дальше, вот там нарезано очень много. Никто не построился».
Сейчас на публичной кадастровой карте на этих болотах размежевано как минимум 67 таких же участков.
Елена Ермолова: «Предоставлять должны, планы должны выполнять, а по факту… Так вот с нас требуют эти планы или, конечно, у нас это рейтинг губернатора. Но я не могу так сказать на камеру».
Пока у семьи Трюковых решается земельный вопрос, Евгения вместе с детьми ютится в однокомнатной квартире, взятой в ипотеку, и готовит иск в суд.