Первый реабилитационный центр для нерп на Байкале готовится выпустить подопечных в дикую природу. Животных нашли несколько месяцев назад в браконьерских сетях, они нуждались в лечении. У зверьков обнаружили различные травмы и порезы, кроме того, они не умели самостоятельно питаться. Если бы не помощь энтузиастов, то обессиленные нерпы могли погибнуть.
Неуемное любопытство у нерп борется с природной осторожностью и часто побеждает. Гаврюша, Тимоша и маленькая Ксюша то и дело выныривают из воды разведать обстановку. Все трое — обитатели реабилитационного центра, где выхаживают больных и травмированных нерпят, или кумутканов, как их называют местные жители. Сейчас ластоногие активно нагуливают вес к зиме.
Центр открыли двое энтузиастов. Все детство Ирины прошло на берегу Байкала, каждый год ей с другом то и дело ей попадались потерявшиеся или попавшие в рыбацкие сети нерпята. Поначалу им пытались помочь на месте в меру знаний и опыта, потом пришла идея оборудовать бассейн.
Ирина Бурлакова, администратор центра реабилитации байкальской нерпы: «Мы все делали в гараже, а в гараже неудобно, там бассейн приходится постоянно мыть, воды должна быть оптимальной температуры».
В июне центр получил лицензию. Первой воспитанницей стала Ксюша. Она потерялась, уползла от мамы слишком далеко и поначалу не умела даже есть. Израненных сетями Тимошу и Гаврюшу нашли позже, их пришлось долго лечить. Чтобы было на что содержать нерпят, центр сделали доступным для посетителей. Главное правило: не шуметь. Исключение — любимая всей троицей музыка.
Те, кто хочет увидеть нерп в дикой природе, едут на Ушканьи острова на территории Забайкальского национального парка. Это самое крупное лежбище. До архипелага полтора часа на катере, маршрут очень живописный, потом 300 метров по суше до лежбища нужно идти, крадучись, а там как повезет.
Раньше для наблюдения за нерпами использовалась маскировочная сеть, потом построили стену. С погодой нам сегодня не очень повезло, на Байкале ветрено, идет большая волна, поэтому нерпы на лежбище не пришли. Счастливчики видели на этих камнях и по 300 особей. Сюда единственные в мире пресноводные тюлени приплывают, чтобы погреться на солнце, подлечить ранки, вылинять.
Ирина Бурлакова: «Они первые
Работники центра говорят, что не могут пройти мимо, когда животное в беде, а потом привыкают к ним, как к детям, но после реабилитации подопечных придется отпустить.