Ни один водитель не собирается переворачиваться, но на дороге случается всякое, поэтому лучше знать, как можно выбраться из вставшей на крышу или завалившейся на бок машины.
Артур Мурадян,
чемпионата ASMG: «В нашей дисциплине это неизбежный фактор, конечно, различного рода перевороты, которые мы называем „ушами“, бывают часто».
Есть мнение, что перевертыш — это безнадежная история, человек зажат в салоне вниз головой и беспомощен, к тому же автомобиль может сгореть. В старых карбюраторных машинах бензин мог вытечь, а
Артур Мурадян: «Не всегда возгорание происходит по причине утечки топлива».
Зачастую горячая выхлопная система или иные элементы раскаленные могут воспламенить окружающую среду. В центре подготовки спецназа «Витязь» на тренажере бойцы учатся безопасно покидать перевернутый автомобиль. Инструктор Владислав Скворцов точно знает, как безопасно переворачиваться в машине. Непристегнутые пассажиры в момент аварии травмируют не только себя, но и окружающих. Тем, кто не пристегнется, дальнейшие инструкции не помогут.
Диана Новак, водитель: «Машину крутило, крутило, крутило, она легла на бок. Я ее заглушила сразу. Перевернулась в автомобиле. Подруга пристегнутая висит, собственно, на пассажирском сидении. Мы сразу позвонили в таком положении в экстренные службы».
Предметы в салоне представляют опасность при столкновении. Ящики разбивают головы манекенов, а любой незакрепленный предмет в машине превращается в снаряд.
Артур Мурадян: «Очень важно убрать руки от руля и уже не рулить в эту секунду, а занять так называемую brace position, когда руками пытаешься закрыть свое лицо и сжать мышечный корсет».
Чем больше вокруг вас пустого пространства, тем меньше шансов обо
Владислав Скворцов, инструктор Центра спецподготовки «Витязь»: «Группируемся и ждем того момента, когда автомобиль остановится».
Несмотря на инструктаж, участники эксперимента немедленно уперлись руками в потолок. Когда крыша сомнется, это будут гарантированные переломы. Оставаться пристегнутым в подвешенном состоянии или постараться освободиться? Энтузиасты висят вниз головой часами благодаря тренировкам. Если вы не Бэтмен, можете потерять сознание, тем более после кульбитов в машине. Чтобы отстегнуться, одной рукой, предплечьем надо удерживаться за потолок, а второй рукой попробовать найти кнопку и снять ремень безопасности. Не надо паниковать, суетиться и помогать друг другу, выбираться нужно по очереди.
Диана Новак: «Дверь пассажирскую достаточно сложно было открыть. Подруга держала
Стеклобойный молоток со встроенным стропорезом — незаменимый инструмент при любой аварии, но хранить его надо не в багажнике, а в салоне, чтобы был под рукой. Если после удара стекла разбились, выбраться не проблема. Если они целы, а двери заклинило, надо выбирать, по какому из них ударить. Можно развернуться и ногами выбить лобовое стекло.
Владислав Скворцов: «Лучше всего разбивать одно из боковых, но для этого нужен стеклобой или
Боковое стекло почти всегда закаленное, поэтому берегитесь осколков. Стеклобоем бить надо в центр окна. Ключом — в угол, так стекло меньше пружинит. Вылезая, не торопитесь, чтобы не пораниться. Вообще стоит купить аварийный молоток со стропорезом, он стоит недорого, но может спасти вам жизнь.
Все выпуски программы «Главная дорога».