Сотый сезон Московский театр сатиры открывает премьерой. Отметить вековой юбилей решили постановкой пьесы Булгакова «Иван Васильевич». В 1936 году спектаклю хода не дали, его закрыли после генеральной репетиции в присутствии партийных лидеров. Герои пьесы всем хорошо знакомы благодаря бессмертной комедии Гайдая, но в киноверсии Иван Грозный попадает в 70-е годы XX века, а у Булгакова 30-е и НЭП.
С первых минут зрителю ясно, что и герой — не всем известный Шурик, а Николай, он же Кока, и Зина — хоть и Зина, да не та. Одним словом, спектакль Газарова мало чем похож на ставший уже культурным кодом фильм Гайдая.
Режиссер Сергей Газаров, он же худрук, задачу себе наметил сложную — в юбилейный сезон поставить пьесу, написанную Булгаковым специально для Театра сатиры в 1936 году. Тогда спектакль вышел лишь раз для партийной элиты и ею же был сразу запрещен.
Сергей Газаров, режиссер, художественный руководитель Московского академического театра сатиры: «Эта пьеса была написана 90 лет назад для Театра сатиры, мне захотелось восстановить ее. Мы пошли чуть по другому пути, чем фильм, тот самый, с которым сравнивают. Ничего не боимся, у нас просто другая версия, вот и все».
Если в фильме Иван Грозный переносится в
Александра Мареева, актриса: «Она играет в жизни всегда, перевоплощаясь, она настоящая, наверное, только в доле секунды, где возмущается на мужа, что он не подключается к этой игре».
Чтобы сыграть эту роль, Александре Мареевой пришлось не только изучить десятки немых фильмов, сотни фотографий, научиться танцевать и даже запеть.
Роль Жоржа Милославского исполнил Артём Минин, завораживающей своей пластикой, гибкостью и обаянием и так напоминающий мироновского Остапа Бендера.
Сергей Газаров здесь не только режиссер. После долгого перерыва он вернулся на сцену. Самая сложная работа досталась Юрию Васильеву. Он играет царя, который у всех ассоциируется с Юрием Яковлевым.
Премьеру, открывающую юбилейный сезон Театра сатиры, ординарной не назовешь. За зажигательными танцами и номерами в стиле варьете под музыку, написанную композитором Алексеем Айги, кроется глубокий булгаковский актуальный смысл.